Как спасти дрофу

Исследователи из России, Монголии и Китая начинают совместную работу по изучению самой редкой птицы Даурии – дрофы.

(Фото: sasapanchenko.gmail.com / Depositphotos

Дрофа – самая крупная на планете птица, которая способна летать машущим полетом. Вес самца может достигать 16 кг (эдакий небольшой страус в небе), самки мельче. И, несмотря на свой вес, дрофа – птица перелетная. Хотя случается, что она может и перезимовать – если зима малоснежная, а на полях достаточно корма – зерна-паданки.

На зиму птицы летят в Юго-Восточный Китай в место между реками Хуанхэ и Янцзы. Дорога у них не легкая – линии электропередач, проволочные заборы, пестициды, браконьеры… И на зимовках такие же проблемы. При этом из всех видов птиц Даурии восточная дрофа – самая редкая.

Она находится на грани исчезновения не только в наших степях, но и везде, где она ещё встречается. В мире дроф осталось не более 2 000 особей. Даурия – одно из важнейших мест ее обитания. Поэтому для спасения дрофы от полного вымирания крайне важно сохранить её именно в Даурской степи.

По словам Олега Горошко, заместителя директора по научной работе Даурского заповедника, есть масса факторов, которые угрожают дрофе. «Но мы обязаны сделать все, чтобы не допустить ее полного исчезновения. Для этого надо знать, где и сколько ее еще осталось, выявить основные угрозы, которые ведут к исчезновению птицы, а затем предпринять меры по устранению или уменьшению таких факторов.

Например, в Китае мы выявили проблему, которой нет в России и Монголии. Дело в том, что там вся степь разделена на участки, огороженные легкими проволочными заборами, которые птицам во время полета плохо видны. Ко всему прочему поверх этих оград протянута колючая проволока. В результате птицы бьются о такие ограждения, сильно ранятся или гибнут».

дрофа 2.jpg

(Фото: imagebrokermicrostock / Depositphotos)

На территории России основная угроза – браконьерство. Горе-охотники за птицей, которая занесена в Красные книги Забайкалья и России, а также в Красный список глобально угрожаемых видов МСОП, для убийства выбирают самых крупных особей. А дрофе, чтобы достигнуть половозрелого возраста, требуется четыре года.

«Мы отмечаем, что дрофы мельчают, откладывают значительно меньше яиц, чем пятьдесят лет назад – говорит Олег Анатольевич. – Ведь основная масса дроф до “совершеннолетия” не доживает… В итоге размножаются не самые сильные и крупные особи, а те, что остались. И это, конечно же, сказывается на потомстве».

Еще одна проблема – степные пожары. Дрофа на гнездо садится рано. По сравнению с другими птицами для того, чтобы ее птенцы встали на крыло, требуется гораздо больше времени. И период гнездования совпадает со временем, когда степь горит чаще всего. В огне гибнут яйца и маленькие птенцы. К слову, дрофа крайне чувствительна и к беспокойству – потревоженная людьми самка очень часто бросает кладку.

Линии электропередач тоже вносят свою лепту в уменьшение её численности. «Дело в том, что у дрофы очень широкий угол зрения, – объясняет орнитолог. – Она хорошо видит вбок и даже немного назад, чтобы вовремя заметить хищника в степи, но при этом не так хорошо, как другие птицы, видит вперед. Поэтому во время полета им крайне сложно увидеть провода, и дрофы часто погибают на ЛЭП».

Перелетные виды птиц невозможно сохранить без тесного международного сотрудничества. Орнитологи заповедника пристально изучают дрофу уже почти 30 лет не только на охраняемой территории, но в пределах всей зоны степей Забайкальского края. На совещании рабочей группы международного российско-монгольско-китайского заповедника «Даурия», которое прошло в апреле этого года в Маньчжурии, Олег Горошко предложил объединить усилия трех стран для исследования и спасения восточного подвида дрофы (Otis tarda dybowskii).

Сразу после заседания рабочей встречи наши специалисты совместно с китайскими коллегами выехали для изучения дроф в заповедниках «Озеро Хулун», «Хуйхо» и на сопредельных с ними территориях северо-восточного Китая. В Монголии совместные работы начнутся в мае. Чтобы ослабить факторы гибели птиц, исследователи будут специально изучать пути их миграции и места остановок. Остаётся надеяться¸ что теперь, благодаря объединению усилий трёх стран, дрофу удастся спасти от вымирания.

Государственный природный заповедник «Даурский»