Уникальная моль

Почти за полторы сотни лет с момента открытия дальневосточная бабочка встретилась исследователям всего четыре раза.

Даже очень редкие виды животных всё же время от времени попадаются исследователям, и чем больше времени прошло с момента открытия какой-нибудь живой редкости, тем больше встреч. Но чтобы почти за полтора столетия вид попался всего четыре раза – это что-то уникальное. Моль Paradasycera insignis – как раз из таких уникумов.

Редчайшая хехцирская моль Paradasycera insignis.

Эта небольшая бабочка имеет черноватые передние крылья, у переднего края которых расположены два желтоватых пятнышка. История ее открытия связана с именем русско-немецкого лепидоптеролога Гуго Христофа, который в 1876–1877 годах совершил путешествие за бабочками в Приамурье и Приморье, посетив Раддевку (ныне на территории Еврейской АО) в 1876 году, а также Никольск (ныне Уссурийск) и Владивосток в 1877 году. В последнюю свою поездку он и собрал в окрестностях Владивостока на листе дуба единственный экземпляр моли, которую описал как Incurvaria insignis.

Стоит сказать, что Гуго Христоф по результатам своей дальневосточной двухлетней поездки открыл и описал почти сотню видов микробабочек (молей, листовёрток и огнёвок) и около 30 видов макробабочек (большей частью пядениц и родственных им семейств). Почти все потом ещё много раз попадались исследователям на территории российского Дальнего Востока и сопредельных территорий, и только два вида, в том числе и Incurvaria insignis, оставались забытыми даже среди специалистов.

Все эти годы экземпляр, собранный Г. Христофом, хранился в музее на его родине, в Германии. И только несколько лет назад, благодаря усилиям российских лепидоптерологов из Санкт-Петербурга С. Ю. Синёва и А. Л. Львовского, удалось выяснить систематическое положение вида, выделив для него отдельный род Paradasycera (теперь вид стал называться Paradasycera insignis) и поместив его в семейство ширококрылых молей-экофорид. Кстати, слово «экофориды» может показаться знакомым тем, кто читал замечательную детскую книжку Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» – в ней один из героев, профессор Иван Гермогенович Енотов, ловил «редчайшую оливковую экофору», вымышленный вид, выдуманный самим писателем.

Синёв и Львовский выяснили, что к 2010 году, то есть за почти полтора столетия, прошедших с открытия вида Г. Христофом, было найдено всего два экземпляра моли. Один из них был собран ещё в 1929 году питерскими специалистами по бабочкам А. М. Дьяконовым и Н. Н. Филипьевым в Виноградовке (юг Приморского края), но более 80 лет оставался в коллекции неопределённым, а второй (третий за всю историю и первый самец) был найден В. В. Дубатоловым в кленово-дубовом лесу у кордона Чирки в Большехехцирском заповеднике в конце мая 2006 года. Хехцирский экземпляр как раз и позволил выяснить систематическое положение вида.

В прошлом году Paradasycera insignis удалось найти ещё два раза: один экземпляр собрал С. Ю. Синёв в истоках реки Уссури на юге Сихотэ-Алиня в Приморском крае, а другой был отмечен В. В. Дубатоловым на том же самом месте у кордона Чирки и снова в конце мая. Оба прошлогодних экземпляра (один собранный, второй встреченный) – это четвёртый раз с 1877 года, когда Paradasycera insignis попадается исследователям. Что и говорить, на редкость редкая моль!

ФГБУ «Заповедное Приамурье»