Что можно увидеть на небе во вторую декаду июля

Наступила середина  самого жаркого времени года. Открывается сезон солнечных и лунных затмений. Всё ближе и ближе яркий огненный Марс. Луна постепенно растворяется  в фазе новолуния. Перевернувшись в пространстве, блистательная Селена, перескакивает с утреннего неба на небо вечернее.

Звёздное небо Москвы 15 июля 2018 г. в 0 часов 0 минут, юг вблизи горизонта. Стрелец со своими туманностями и скоплениями, Сатурн, Веста и Плутон; Марс в Козероге. Щит, Орёл, Змея и Змееносец.
15 июля 2018 г., 0 часов 0 минут; околозенитные области в сторону юга. Лисичка, Лира, Лебедь, Геркулес и Дракон.
15 июля 21.30, запад — северо-запад. В гостях у звёздного Льва: Луна с Регулом, Венера и Церера. Рак, Малый Лев, Рысь, Большая Медведица и Дева.
Туманность "Кольцо" M57 (NGC 6720) в созвездии Лиры. Фотография сделана на 4-метровом телескопе в Китт-Пик. Видна сферическая оболочка светящегося газа, окружающая центральную горячую звезду.
Частное солнечное затмение 13 июля 2018 г. Карта прохождения.

На севере мы были в прошлый раз, теперь посмотрим, что происходит юге. Выбираем полночь 14 июля. Отметим вместе с французами их национальный праздник — день взятия Бастилии!

У горизонта вышел попастись звёздный Стрелец, пусть не испугают нас его стрелы. Решил пощипать космической травки. Но выше пятнадцати градусов ему не подняться. Высота — не его стихия. Вдоль горизонта выстроились яркие звёзды этого замечательного созвездия: Требеллум, Асцелла, Каус Меридионалис (Медиа) и Альнасл. Ещё выше расположились звёзды Каус Бореалис, Нунки и Альбальда. Неподалёку от Альбальды прячется бог подземного царства Плутон, доступный только сильному инструменту

Выстроились в ряд небесные тела солнечной системы: Веста, Сатурн, Плутон, Марс. 10° над горизонтом. Видны достаточно хорошо. Правда Марс обитает в Козероге. Веста подошла к границе Стрельца и Змееносца. Левее и ниже Сатурна светится звезда Каус Бореалис. Симметрично относительно Сатурна расположились звёздные скопления М 25 и М 22. Шаровое скопление М 22, оно же NGC 6656 (5,1m, 24′, класс концентрации 7). Рассеянное скопление М 25, оно же IC 4725. 4,6m, 32′. 1800 световых лет от нас. I 2 p по Р. Дж. Трамплеру. Бедное скопление, меньше 50 звёзд. Зато сильная концентрация. Удаляется оно от нас со скоростью 4 км/с.

Между Сатурном и Вестой можно разглядеть М 21 и знаменитую туманность Лагуна (М 8), погружённые в туманности скопления. Всё туманно, всё звёздно. Проходит полоса Млечного Пути. Неподалёку скрывается туманность М 20, она же Трёхраздельная или Трилистник. Над Сатурном расположились туманно-звёздные М 18 и М 17 или туманность «Омега».

Над Стрельцом на южном меридиане расположен Щит, а в нём — рассеянное скопление М 11 «Дикая утка», хорошо видимое в бинокль, Расположилось оно недалеко от орлиного хвостика. Из Щита переходим в Орёл, самая яркая звезда которого – Альтаир остался далеко слева, а перед нами — звезда на крыле Орла, Денеб эль Окаб.

Движемся вверх поочередно по границам Орла, Стрелы и Лисички с Геркулесом и попадаем в созвездие Лиры. Пернатый струнный музыкальный инструмент. Звёздный параллелограмм. Главная звезда – белая и нулевая Вега. Левее южного меридиана расположилось рассеянное скопление М 56.

Между звёздами Сулафат и Шелиак обитает знаменитая туманность «Кольцо» (М 57, NGC 6720). На фотографии, сделанной 4-метровым телескопом в Китт-Пик, видна сферическая оболочка светящегося газа, окружающая центральную горячую звезду. Туманность образовалась в результате выброса большой части массы новой звезды. Туманность "Кольцо" была первой обнаруженной планетарной туманностью, которые называются так из-за своего сферического вида. Туманность имеет диаметр в половину светового года и находится от Земли на расстоянии в 5000 световых лет.

Проходим между Вегой и звездой по имени Аладфар и устремляемся на встречу с Драконом. Привет, Дракон. Хорошо знакомая трапециевидная драконья голова: Эльтамин, Грумиум, Кума и Растабан. Точка зенита по-прежнему обитает в Драконе.

Посидим, отдохнём немножко
На драконьей шершавой макушке,
И отправимся дальше в небесный путь.
Мы покинем крылатого крошку,
Яркие светила укажут дорожку.
Может, познаем созвездий суть?

Вернёмся к нашим планетам. 15° по азимуту от Весты до Сатурна. Вдвое больше по азимуту от Сатурна до Марса. Последний чуть пониже, но ему ещё есть куда подниматься. Ничто сейчас не сравнится в блеске с огненным Марсом. Он уже отличается от обычной звезды. Яркий оранжевый фонарь. Путеводная звезда. Апельсиновое сокровище. Семиградусная высота, а до южного меридиана ещё далеко! Ещё поднимется Марс! Засверкает над облаками и деревьями. Но на слишком большую высоту рассчитывать не стоит. 15 градусов — это нынче предел для любой планеты. Невидимые не в счёт.

Для визуальных наблюдений Марса в эпоху противостояния необходимо запастись телескопом, допускающим минимум 150-кратное увеличение. Наблюдать лучше в те ночи, когда земная атмосфера наиболее спокойна, а изображения Марса не размываются токами воздуха и не дрожат. Тогда мы обязательно увидим, что бóльшая часть поверхности планеты занята оранжевыми «материками», которые придают Марсу красноватый цвет, выделяющий его среди других планет. Несколько меньшую часть поверхности Марса занимают тёмные зеленоватые «моря».

Разгорелся оранжевым светом
Апельсинчик зеленоглазый.
Наступило жаркое лето,
Марсиане вышли на базу.

Но вечер начинается с Венеры. В 21 ч на московском небе заходит Солнце. В этом районе и следует искать небесную красотку. Видимость её уже не такая шикарная. В распоряжении Венеры всего полтора часа. Одновременно с заходом Венеры восходит Марс. Чуть раньше появляется Сатурн. Юпитер к этому времени уже сияет на приличной высоте над домами и деревьями. Вполне доступно жителю мегаполиса. К полуночи Юпитер уже заходит. Его место занимает Марс. Настоящий небесный спектакль.

Венера обитает на северо-западе во Льве неподалёку от Регула. Устремляется к горизонту огнегривый Лев. Не львиное время лето. Жарко африканскому хищнику в нашей средней полосе. Одним прыжком устремился косматый зверь к горизонту. Но не спешит пока зверь косматый покидать нас. Только Регул, главная звезда созвездия, расположилась на самой его, горизонта, линии. Не одинок нынче Лев. В гости к нему пришли Луна и Церера. Селена и астероид № 1. В 21.30 Луна расположилась вблизи Регула, совсем близко, 7 градусов у неё есть. Церера находится в самой середине Льва, левее и выше на высоте 15 градусов. Меркурий появляется, по другою сторону от Регула, тоже во Льве, но слишком низко, градуса три, не больше.

После Венеры и Цереры можно обратить внимание на Юпитер. Вечерняя видимость.
Медленно опускается. Заметен даже при светлеющем небе. Утро его уже давно перестало интересовать, более по вкусу небо вечернее. Но лучшее время для наблюдения Юпитера осталось позади. Путешествует Юпитер по-прежнему по созвездию Весов. Уютно гиганту в их домике. Совсем близко расположился он к звезде α Весов (Lib), Зубен эль Генуби (2,8m, A3), «южной клешне». Градуса на два правее. В компании Юпитера обитает шаровое скопление NGC 5897. (8,6m, 12,6′).

Юпитер такой же белый, как и Венера, а есть ещё белая Вега.

Белые огненные химеры
Не вызывают у нас испуга.
Окружили небесную сферу.
Как похожи они друг на друга!

Уже можно начинать говорить о видимости «невидимых» планет, Урана и Нептуна. С точки зрения продолжительности видимости у Нептуна дело обстоит даже немного лучше. Планеты смещаются в первую половину ночи. Но вторая половина ночи всё-таки предпочтительней. Нептун гуляет по Водолею, а Уран по созвездию Овна. Обитает бог морей совсем близко, на градус правее, от носика Водолея, загадочной красной звезды φ Aqr (4,2m, M2).

Моменты захода и восхода планет и Солнца на московском небе 15 июля в часах и минутах, выглядят так. Время московское (UT+3), точность пять минут.

Заход Солнца 21.00
Заход Весты 2.20
Заход Сатурна 2.50
Заход Плутона 4.00
Восход Солнца 4.15

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды. Последняя четверть осталась в первой декаде. Луна смещается на утреннее небо, неумолимо убывая с каждым днём, растворяется в фазе новолуния, а затем вновь возвращается на вечернее небо.

Новолуние ожидается 13 июля в 5 часов 47 минут по московскому времени. Луна в этот день восходит в 4.18, заходит в 21.17. Новолуние — лучшее время для наблюдения дальнего космоса и метеоров. Никакой засветки окружающего чёрного фона, если не считать городских фонарей.

15 июля в 20.34 по московскому времени Луна должна пройти в 0,8° севернее Регула (1,36m), самой главной звезды из созвездия Льва, правой нижней вершины «львиной» трапеции. Лицезреть наибольший момент сближения помешает дневное светило.

Яркая блистательная Венера (−4,12m) подойдёт к Селене-Луне (фаза 13%) 16 июля в 5.53 по московскому времени на 0,8° с севера. Сближение довольно тесное и заслуживает внимания, в том числе фотографического. Однако в Москве оно не видно.

19 июля в 12.51 ожидается первая четверть. Искать растущую Луну рекомендуется исключительно в вечернее время. Тёмное небо вблизи полуночи её совершенно не интересует. Восход Луны на московском небе намечен на 12 часов 29 минут, заход в 23.54. Кульминирует Луна в 18.18 на высоте 28°. Луна в это время отлично смотрится даже в светлое время, белая на голубом. Получаются интересные фотографии на фоне природных и архитектурных достопримечательностей.

С чего начнётся следующая декада, третья декада июля? 21 июля, в 3 часа 46 минут по московскому времени ожидается встреча Луны с Юпитером (−2,18m). Гигант подойдёт к Селене с юга на 3,6°. Фаза Луны будет составлять 62%. Дело будет происходить в звёздных Весах. Впереди полнолуние, сопровождаемое лунным затмением.

15 июля начинает свою активность метеорный поток δ-Аквариды. От слова «аква» — вода. Радиант расположен в Водолее. Активность будет продолжаться до 19 августа. Пока позволяют Луна и городские фонари, можно смело браться за подсчёт пролетающих мимо небесных камней.

13 июля 2018 ожидается солнечное затмение. Но затмение частное для любой точки земного шара. Сходящийся конус лунной тени в земной шар не попадает. На территории России не наблюдаемо. Оно должно случиться в районе 3 ч по всемирному времени UTC или 6 ч по московскому времени. Затмение доступно для наблюдения на юге Австралии, в южной части Тихого и Индийского океанов. Ниже приводятся начало, конец и максимальная фаза с указанием московского времени и соответствующих географических координат: южной широты и восточной долготы. Может, кто-нибудь был поблизости?

Начало затмения 4 ч 47 м 53°00΄ Ю 96°29΄ В
Максимальная фаза 6 ч 00 м 63°03΄ Ю 127°39΄ В
Конец затмения 7 ч 12 м 57°57΄ Ю 168°44΄ В

Не забывайте открывать "Науку и жизнь"!

Удачных наблюдений!