Что можно увидеть на небе в третью декаду июня

Заканчивается июнь, стартовый месяц лета. Наступает настоящая жара. Тепло даже по ночам, которые слишком коротки, чтобы кто-нибудь из небесных обитателей успел основательно обосноваться. На вечернем небе вместо зашедшего Солнца появляются Венера и Юпитер. В зените кружит длинный-предлинный небесный Дракон.

Звёздное небо Москвы 29 июня 2018 г. в 0 часов 0 минут, восток. Рыбы, Пегас, Андромеда, Водолей и Лебедь
29 июня 2018 г., 0 часов 0 минут; околозенитные области. Дракон завладел территорией зенита. Лира, Малая Медведица, Геркулес, Цефей и Лебедь.
25 июня 22 ч, северо-запад. Венера в Раке; Меркурий в Близнецах; Церера во Льве в непосредственной близости от звезды Альгеба; Рысь, Возничий, Малый Лев и Большая Медведица.
28 июня 2 ч ночи, юг. Стрелец приглашает в гости: Луна, Сатурн, Веста и Плутон; звёздные скопления М 22, М 25 и М 75. Марс в Козероге; Щит, Орёл, Змея и Змееносец.

Для рассмотрения созвездий выберем 29 июня, 0 часов 0 минут. Восточное направление.

Высовывают из-под горизонта небесного океана головы Рыбы. Справа клюёт носом Водолей. На носу этом, словно муха, сидит бог морей Нептун. Выше – знаменитый квадрат Пегаса. Огромный небесный ковш. В середине — Альгениб, Альферац, Шеат и Маркаб. Не так уж и много ковшей на небе. Кроме Пегаса есть ещё Большая , Малая Медведицы и Плеяды. Правее пегасий хвост: Хомам, Бихам, Эниф. Звучит как арабское заклинание. Указывает хвост на шаровое скопление М 15 (NGC 7078) — одно из самых дальних из числа доступных. До скопления около 33 тыс. световых лет. На фотографиях скопление имеет поперечник 18 минут дуги. Половинка Луны. Реальный диаметр этого космического образования близок к 200 световым годам.

Слева от Пегаса расположилась на скале Андромеда. Хорошо видна знаменитая туманность Андромеды М 31 со спутниками М32 и М 110. Низковато они пока. Ближе к осени поднимутся повыше.

Машет крыльями звёздный Пегас. Поднимается высоко в небо. Последуем наверх за ним и мы. Звезда Матар передаёт привет из Пегаса. Над ней изогнула свою спину и карабкается наверх Ящерица. Еще выше и мы вступили на территорию Лебедя. Вытянул .Лебедь свою Длинную шею. Под крылом у него расположилась Лисичка. Непосредственно пред нами светится рассеянное скопление NGC 7063. Изгиб лебединого крыла обозначает звезда Гиенах Лебедя. Перекрестие лебединого креста отмечено звездой Садр. Левее, чуть ближе к нам, расположилась звезда Денеб. Самая яркая звезда Лебедя. Одна из трёх звёзд летнего треугольника. Среди ярких звёзд земного неба Денеб уступает по размеру разве что Ригелю. Лишь шесть тысяч Солнц способны создать такой поток излучения, какой посылает в пространство один Денеб.

Едва подобравшись к Денебу встречаем на своём пути целый рой рассеянных звёздных скоплений. Их номера начинаются числом 70, а кончаются двойкой. Магия цифр. NGC 7082, NGC 7062 и NGC 7092. Ещё есть NGC 7939, NGC 7086 и IC 1369. Имеет смысл полюбоваться красивым и ярким рассеянным скоплением М 39, расположеным недалеко от звезды ρ Лебедя. Весьма малочисленно и объединяет 25 горячих белых гигантских звёзд. На небе оно занимает площадь, равную диску Луны и удалено от нас на 260 парсек. Радиус его составляет 2,4 парсека.

Пролетая мимо Садра, обнаруживаем «могучую кучку» скоплений: М 29, NGC 6888, NGC 6910 и NGC 6883. Далее по курсу — рассеянное скопление NGС 6866 на другом крыле Лебедя. Много прячется в созвездии Лебедя рассеянных звёздных скоплений. Проходит через Лебедя и полоса Млечного Пути. Река, утекающая в вечность. А зав вечностью — миллионы световых лет. И край неба. И новая бездна.

Двигаясь параллельно распростёртым лебединым крыльям, из длинношеего Лебедя мы попадаем непосредственно в царство Дракона. Звёздный Дракон забрался на самый верх, выше уже ничего нет. Мы добрались до самого зенита, который нынче во владениях Дракона. Его длинное тело разом и не охватишь. Но драконья голова нам доступна. Стоит поднять голову, и сразу увидим звёзды Кума, Растабан, Эльтамин и Грумиум, который достаточно близко расположился к зениту.

Сопровождают нашего Дракона с разных сторон Малая Медведица Геркулес, Цефей и Лира. Яркая Вега всегда рада послужить путеводной звездой.

Говорит драконья голова, что пора перейти к планетам.

Посидим, отдохнём немножко
На драконьей шершавой макушке,
И отправимся дальше в небесный путь.
Мы покинем крылатого крошку,
Яркие светила укажут дорожку.
Может, познаем созвездий суть?
Тайна прячется под подушкой...

Начнем рассказ с Цереры. Самый главный, самый большой астероид недавно перешёл из Рака в созвездие Льва и чувствует себя на ночном достаточно вольготно. Высота над горизонтом на вечернем небе превышает 20°, больше чем у Юпитера. Церера располагается совсем близко от звезды Альгиеба, правой верхней звезды львиной трапеции. Простым глазом её не увидеть. Просто наведите оптический инструмент на Альгиебу, и Церера окажется у вас в кармане!

Чуть правее и ниже в созвездии Рака повстречаем Венеру. Её можно увидеть, как только зайдёт Солнце, немного западнее места захода. Красуется Венера на вечернем небе. В телескоп можно попробовать различить фазу. 29 июня Венера переходит из Рака в Лев.

Между Венерой и только что зашедшим Солнцем, на северо-западе в Близнецах, можно попробовать отыскать Меркурий. Но не высоко над горизонтом. Больше 3° обещать нельзя. 22 часа — самое удобное время для наблюдения. В 22.30 он уже будет лежать на горизонте. 25 июня в 16.26 по московскому времени Меркурий (−1,30m) на 4,9° подойдёт с юга к Поллуксу (+1,20m). 28 июня Меркурий, следуя за Венерой, перейдет из Близнецов в созвездие Рака.

Звёзды в июне больше не падают,
Проходит Венера из Рака в Лев.
Чем нас сегодня красотка порадует,
Блеском смущая неопытных дев?

С противоположной стороны чуть погодя появляется Юпитер. Полосатый диск и цепочка галилеевых спутников. Гуляет Юпитер по созвездию Весов, не собирается в ближайшее время оттуда выбираться. Да и в отдалённое тоже. Стремится гигант к высоте 20 градусов над горизонтом. В его распоряжении целое лето.

Венера и Юпитер очень похожи. Оба белые, оба яркие. Ярче любой звезды. Венера располагается уже не так высоко, как Юпитер, но 10 градусов в её распоряжение есть. Расстояние между двумя белыми космическими фонарями сократилось до 100°.

Белые огненные химеры
Не вызывают у нас испуга.
Окружили небесную сферу.
Как похожи они друг на друга!

Правее и ниже Юпитера низко над горизонтом, градусов 5 будет, в созвездии Гидры расположилась Эвномия, астероид :№ 15. Ещё одна экзотика на нашем небосводе. Не очень яркий объект, для его поиска требуется мощный инструмент и подробные карты. А ещё лучше отправиться в тёплые края. Но знать о её существовании не помешает.

Следом за Юпитером на утреннем, пока ещё тёмном небосводе, появляются Сатурн и Марс, Кронос и Арес по-гречески. От юго-востока к югу. Прошёл момент их наибольшего сближения, и теперь расстояние между ними увеличивается. Цветные планеты удаляются друг от друга. Почему цветные? А вы посмотрите внимательней. Жёлтая и оранжевая, лимонная и апельсиновая планеты.

Разгораясь в блеске, Марс движется в созвездии Козерога. Он ещё вернётся обратно в Стрелец, но пока об этом говорить рано. По Стрельцу гуляют Сатурн, Веста (астероид № 4) и Плутон. Веста располагается уже на одной высоте с Сатурном, в 7° от него по азимуту. 28 июня ожидается прелестная конфигурация. Посередине между Сатурном и Вестой заберётся Луна. Равнобедренный треугольник Сатурн-Веста-Луна весьма примечателен. Теперь самый яркий астероид от нас не уйдёт! А ещё там можно отыскать звёздные скопления М 22 и М 25.

Сатурн восходит ближе к вечеру, Марс — непосредственно перед полночью. 10° над горизонтом в их распоряжении. По азимуту между светилами чуть больше 30°. Лучше всего наблюдать цветные планеты через час — два после полуночи, пока небо не успело посветлеть. Никто не отнимает у наших героев утреннее небо. К тому времени Юпитер уже успеет закатиться за горизонт.

После полуночи появляются Нептун и Уран. Один гуляет по Водолею, другой по Овну. Скоро наладятся условия их видимости, но пока коротковата продолжительность темноты. Будет еще время о них поговорить.

Моменты захода и восхода планет и Солнца на московском небе 30 июня в часах и минутах, выглядят так. Время московское (UT+3), точность пять минут.

Восход Весты 20.10
Восход Сатурна 20.50
Заход Солнца 21.10
Восход Плутона 21.45
Заход Меркурия 22.30
Заход Венеры 23.10
Восход Марса 23.20
Восход Нептуна 23.45
Заход Цереры 0.35
Восход Урана 0.50
Заход Юпитера 1.10
Восход Солнца 4.00

Юпитер и Венера, Сатурн и Марс, Церера и Веста. О чём ещё можно мечтать любителю астрономии, начинающему и не очень? Разве что о Луне, которая перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды.

21 июня, в 13 часов 06 минут по московскому времени ожидается летнее солнцестояние. С этого момента продолжительность тёмного времени начинает увеличиваться. А 23 июня в 22.01 ожидается видимая в наших краях встреча Луны с Юпитером (−2,35m). Гигант подойдёт к Селене с юга на 3,3°. Дело будет происходить в звёздных Весах. Фаза Луны будет составлять 82%. Далеко не каждый раз предсказанное у нас сближение видимо в наших краях. Вооружайтесь фотоаппаратами!

28 июня в 7 часов 52 минуты по московскому времени нас ожидает полнолуние. Луна перебирается с вечернего неба на ночное.

Наступило жаркое лето.
Случайно это, а может нет.
Луна наполнилась солнечным светом
В окруженнье далёких планет.

Не обходит своим вниманием полную Луну и Владимир Фёдорович Тендряков в своём романе «Покушение на миражи»: «Готов спорить с богами, укрощать судьбу, недоброжелатели старались высмеять его непомерное честолюбие, будто бы он плакал при виде полной луны, что не может завладеть ею. Но это ни у кого не вызывало смеха, а изумляло».

Завладеть полной Луной пожелал Сатурн (+0,02m). Почти нулевая звёздная величина. Обитая в Стрельце, планета приблизится к Селене 28 июня в 7 часов 40 минут по московскому времени, на 1,1° с юга. Совсем мало, два с небольших лунных диаметра! В северном полушарии юг внизу. Фаза Луны будет составлять 100%. И не процентом меньше. Владейте Луной, Сатурн! А мы попробуем сфотографировать вас вместе...

А как обстоит дело с метеорами? Активность Боотид приходится на период с 22 июня по 2 июля. «Боо», по латыни «Boo» — это у нас сокращённое название Волопаса, Bootes. Максимум ожидается 27 июня, попадает почти точно на полнолуние. Это никуда не годиться! Подождём до следующего раза! Можно убрать фонари, но яркая Луна никуда не денется! А ведь в 1916, 1921 и 1927 годах этот поток давал звёздные дожди. В дальнейшем активность упала, но в 1998 году «загадочный рой» снова оживился (ZHR 50-100). Отдельно можно упомянуть о вспышке активности 23 июня 2003 года, когда часовое число составляло 20-50.

Не забывайте открывать журнал «Наука и жизнь»! Там много интересной и полезной информации. И не только о небесных телах.

Удачных наблюдений!