Что можно увидеть на небе во вторую декаду июня

Вот и подошли мы к середине первого летнего месяца. Скрывается под горизонтом небесный Лев. Луна постепенно растворяется  в фазе новолуния. Перевернувшись в пространстве, блистательная Селена, перескакивает с утреннего неба на небо вечернее.

Звёздное небо Москвы 19 июня 2018 г. в 0 часов 0 минут, запад. Луна в гостях у звёздного Льва. Дева, Малый Лев и Гончие Псы; Большая Медведица и Волопас.
Эллиптическая галактика M49 в созвездии Девы. Фотография получена с помощью 4-метрового телескопа Национальной обсерватории в Китт-Пик.
19 июня 2018 г., 0 часов 0 минут; околополярные области. Дракон завладел территорией зенита. Геркулес, Малая Медведица, Северная Корона, Волопас, Цефей, Лира и Лебедь.
16 июня 22 ч, северо-запад. Луна и Венера в гостях у звёздного Рака, рассеянное скопление М 44 (Ясли). Меркурий в Близнецах. Возничий, Рысь, Малый Лев.
20 июня 1 ч ночи, юго-восток — юг. Стрелец приглашает в гости: Сатурн, Веста и Плутон; звёздные скопления М 22, М 25 и М 75. Марс в Козероге; Щит, Орёл, Змея, Змееносец.

На пороге жаркого лета,
Случайно это, а может нет,
Луна наполнилась солнечным светом
В окруженье далёких планет.

Посмотрим, что происходит на Западе. Наше время — полночь. Выбираем 19 июня и начинаем взбираться вверх, отдавая предпочтение западному меридиану и тому, что происходит вокруг него.

Устремляется к горизонту огнегривый Лев. Отзвенела весна-красна, а лето — не его время. Не львиное время лето. Жарко африканскому хищнику в нашей средней полосе. Одним прыжком устремился косматый зверь к горизонту, Но не спешит пока покидать нас. Только Регул, главная звезда созвездия, расположилась на самой линии горизонта. Не одинок нынче Лев. В гости к нему пришли Луна и Церера, Селена и астероид № 1. Весело перекатывается спиральная галактика М 66.

На июньском небе низко совсем
Выстроились созвездия из зодиака в ряд.
Каждый будет этому рад!

Можно уточнить, что и как.
За Девой следует Лев.
В подземелье пятится Рак.

Огненный удивительный небесный парад!
Всех пересчитали подряд.
Сам собой сложился небесный припев.

Луна и Церера, Селена и астероид № 1.
Каждый останется себе господин.
В гости ко Льву пришли,
Но ничего для себя интересного светила
небесные у хищника не нашли.

Никого не обделят совсем в царствии этом.
Каждому достанется эфира и вместе всем.
В нашем распоряжении полмира...
Будем всю ночь наблюдать планеты!

Схватила Дева хищника за хвост. А может, просто помахала нам рукой. Жарко Деве на летнем небе. Даже июньские холода не пришлись красотке по вкусу. Совсем близко к Деве подошла β Льва, звезда Денебола. Указывает Денебола направление на главную звезду Девы, α Vir, Спику. За ними следует звезда Виндемиатрикс, Виноградница или Винодельница. В руках Дева держит колосья. А по соседству, во Льве расположилась Церера. Церера в римской мифологии — богиня домашнего очага, соответствует греческой Деметре. Соседство Цереры и Девы оказалось весьма кстати.

Эллиптические галактики М 49, М 87 и М 60 в созвездии Девы всегда рады нас приветствовать. M49 (NGC 4472) имеет почти сферическую форму, практически не содержит в межзвездном пространстве пыли и газа и не имеет никаких свидетельств недавнего звездообразования. Она удалена от нас на расстояние приблизительно 52 млн. световых лет и имеет диаметр в 50000 световых лет.

Над головой у Девы красуются Волосы Вероники. Рядом со звездой Диадема расположилось шаровое скопление М 53. На полпути от Диадемы к нашему западному меридиану можно отыскать спиральную галактику М 64.

На спине у Льва сидит Малый Лев. Но это уже с другой стороны от западного меридиана. Ближе к северу, точнее к северо-западу. Есть у Малого Льва звезда по имени Проципа. А рядом звезда Алула Бореалис. Только она уже из другого созвездия. Задняя лапа Большой Медведицы, самая её пятка. Стоит пятка Большой Медведицы на спине у Малого Льва, уверенно стоит.

Добрались мы и до Гончих Псов. Звезда Сердце Карла (Кор Корали). Спиральные галактики М 106, М 94 и М 51 – знаменитая галактика Водоворот. Не обходит своим вниманием эту галактику Владимир Фёдорович Тендряков в своём романе «Покушение на миражи»: «...большая, почти плакат, фотография спиральной галактики М51, смахивающей на растрёпанный знак вопроса». Дразнит Гончих Псов своим длинным изломанным хвостом Большая Медведица. Алькаид, Мицар с Алькором, Алиот и Мегрез. Подбрасывает Большая Медведица своим хвостом спиральную галактику М 101.

Выше перед нами созвездие Волопаса. Входим в него не спеша, погружаемся вовнутрь. Прямо по курсу — звезда Мерга. Старые знакомые Азеллус Секундус, Азеллус Примус и Азеллус Тертиус. Секунда, прима, терция. Музыкальные интервалы на звёздном небе. Музыка небесных сфер во всей красе. Бумажный змей Волопаса остался слева и позади. Муфрид, Арктур, Изар, Неккар и Алькалуропс. Неизменно сопровождает Волопаса Северная Корона.

Ещё шаг, и мы в другом созвездии. Неужели Дракон? Куда без него! Эдасих и Тубан. В непосредственной близости от зенита, градусов пять, не больше, квадратно-трапециевидная голова Дракона: Этамин, Грумиум, Кума и Растабан. С любопытством взирает Дракон на самую верхнюю точку небесной сферы. Выше ничего нет и быть не может.

От головы доходим до острого изгиба драконьей шеи. Там сверкает звезда Тыл. Тут же Альсафи. Разворачивается драконье тело на 180 градусов и проходит звезду Алахакан. А дальше по спине Дракона — звёзды Эдасих и Тубан. О них мы уже упоминали. Окружили Дракона с севера и юга Геркулес и Малая Медведица. На востоке выходит Лира. Пернатый струнный музыкальный инструмент. Теперь к планетам.

Посидим, отдохнём немножко
На драконьей шершавой макушке,
И отправимся дальше в небесный путь.
Мы покинем крылатого крошку,
Яркие светила укажут дорожку.
Может, познаем созвездий суть?
Тайна прячется под подушкой...

Вечер начинается с Венеры. Вечерняя звезда продолжает нас радовать. Обитает Венера вначале в Близнецах. 12 июня переходит в созвездие Рака. 19-20 июня проходит в 30′ (лунный поперечник) под знаменитым рассеянным скоплением М 44 (NGC 2632, Ясли, Улей, Praesepe). До скопления Ясли 580 св. год, примерный диаметр его 1,6°. По Трамплеру тип II 2 m: имеется отдельная, но слабая концентрация к центру. Открыл Ясли в 260 г. до н.э. древнегреческий поэт Арат из Сол. Блеск, диаметр и фаза Венеры к концу средней декады июня составят −4,02m 15″ и 0,74. Посередине между целой и половинкой. Когда-нибудь мы увидим венерианский серпик! Продолжительность вечерней видимости постепенно сокращается. С учётом сокращения тёмного времени суток, в этом нет ничего удивительного. Афродита доступна сразу после захода дневного светила. 20 июня в 22 часа на московском небе Венера будет располагаться на высоте 11°, и постепенно опускаться. Запад — северо-запад там, где недавно светило Солнце. В нашем распоряжении целых два часа с небольшим.

Разгорячённая космическая льдинка
Застряла посередине между целой и половинкой!

Выгорело Солнце до самого донца,
Но остынуть ещё как следует не успело.
Не успели мы высунуться в оконце,
А на западе красуется алмазная каравелла!

Не одна Венера приходит к нам на вечернее небо. Должен появиться и Меркурий. Увидеть вестника богов вполне реально, но условия, с учётом блеска и высоты над горизонтом, не такие благоприятные, как у Венеры. Ищем планету в Близнецах. 20 июня в 22 ч звезда Гермеса будет располагаться на высоте 3°. Правее и ниже Венеры. Низковато, что и говорить. Расстояние между Меркурием и Венерой по азимуту 20°. Блеск, видимый диаметр и фаза Меркурия в этот день будут равны −0,65m, 6″, и 0,80.

По другую руку от Венеры, в созвездии обитает Церера. Условия у неё более благоприятные, но блеск оставляет желать лучшего. Западная сторона, высота над горизонтом доходит до 23°40′, но при достаточно светлом небе. Так что лучше дождаться темноты, подождав, когда объект немного опустится. Блеск Цереры к концу декады составляет 8,75m. Видимый диаметр не различим.

Теперь пора обратить внимание на Юпитер. Приходит Юпитер на смену Венере. Могущественный могучий Зевс. Отличная вечерняя и ночная видимость. Время захода отодвигается от утра в сторону полуночи. Южная сторона неба от юго-востока к юго-западу. Лучше ориентироваться на юг. Можно заметить его и из окна. Поднимается над крышами домов, потом медленно опускается. 17° гарантированы. Блеск Юпитера постепенно падает до −2,37m , видимый диаметр уменьшается до 42″. Заметен он даже при светлеющем небе. Но утро его перестало интересовать, более по вкусу небо вечернее, тем более там обитает Венера. Она такая же белая, как и Юпитер.

Прекрасно смотрятся они на вечернем небе и появляются уже в не совсем противоположных точках небосвода. Только Венера опускается, а Юпитер поднимается. Расстояние по азимуту составляет 100°. Юпитер виден на протяжении всего тёмного времени суток. Но продолжительность тёмного времени невелика. Гигант успевает кульминировать, и на ещё тёмном небе спрятаться за горизонт.

Уместно вспомнить галилеевы спутники Юпитера: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто –четыре искрящиеся точки выстраивающиеся вдоль прямой то по одну, то по другую сторону диска главной планеты. Предоставим читателям разобраться с ними самостоятельно.

Белые огненные химеры
Не вызывают у нас испуга.
Окружили небесную сферу.
Как похожи они друг на друга!

Путешествует Юпитер по-прежнему по созвездию Весов. Движение попятное. Приближается к α Весов (Lyb), Зубен эль Генуби (2,8m, A3), “южной клешни”. Гигант уже в 2° левее и выше нашей клешни. Но клешня — более слабый объект. Поэтому, вначале обнаруживаем Юпитер, а затем ищем южную клешню. При хорошем небе она вполне видна. Вопреки общим правилам, в блеске α Весов уступает другой звезде «созвездия правосудия», β Весов, Зубен эль Шемали (2,6m, B3), “северной клешне”.

Следом за Юпитером на вечернее небо выходит Сатурн. От Юпитера Сатурн отстаёт по азимуту на 50°. Между ними в Скорпионе мерцает красный Антарес. Перемещается Сатурн по созвездию Стрельца. Движение попятное. Утреннее, ночное, а теперь уже и вечернее небо. Добрались и до этого. Всё доступно богу времени! Ничто от него не спрячется. В 22 часа высота его над горизонтом обещает составить 3°. Кульминация на юге в районе полуночи, на высоте 11°. Видимый диаметр Сатурна стабильно держится на уровне 18″. Блеск его к концу декады составляет +0,05m . У Сатурна имеется в наличии множество спутников. Самый большой и доступный носит имя Титан (+8,52m и 1″).

Над Сатурном расположилась Веста, самый яркий астероид, астероид № 4. Она также кульминирует на юге в районе полуночи, на высоте 13°30′. Блеск Весты достигает 5,33m, видимый диаметр 1″. Из всех родственных ей объектов Веста самая доступная.

В 2,5° левее и ниже Сатурна можно обнаружить шаровое скопление М 22 , оно же NGC 6656 (5,1m, 24′, класс концентрации 7). Поближе к Сатурну и чуть правее прячется шаровое скопление NGC 6642 (8,8m, 4,5′). В 3° над Сатурном можно обнаружить рассеянное скопление М 25, оно же IC 4725 (4,6m, 32′). 1800 световых лет от нас. I 2 p по Р. Дж. Трамплеру. Бедное скопление, меньше 50 звёзд. Зато сильная концентрация. Удаляется оно от нас со скоростью 4 км/с.

Также по созвездию Стрельца перемещается бог подземного царства Плутон. Высота над горизонтом доходит до 13°. Блеск достигает 14,22m. Доступен он только сильному инструменту.

Следом за Сатурном появляется Марс. Красная планета возвращается! Восход сразу после полуночи. Вторая половина ночи и утреннее небо. Перемещение по созвездию Козерога. Движение прямое, но уже на пределе возможностей. Ещё немного, и он остановится! Красная планета собирается взять нас на абордаж? За яркость можно не беспокоиться. Хорошо различим цвет. Блеск, видимый диаметр и фаза Марса к концу декады достигают −1,81m , 19″ и 0,94. Планета от нас внешняя, а фазы её отличны от единицы. Но к заветной единице мы приближаемся ближе и ближе! Будет единица, будет и противостояние! По видимому диаметру Марс обгоняет Сатурн. А по блеску приближается к Юпитеру! Настало время наводить на Марс телескопы! Жаль, низковато пока располагается он над горизонтом.

Видимость «невидимых» планет, Урана и Нептуна, пока плохая. С точки зрения её продолжительности у Нептуна дело обстоит даже немного лучше, чем у Урана. Планеты смещаются во вторую половину ночи. Движение прямое. Нептун гуляет по Водолею, а Уран по созвездию Овна. В 2 ч ночи начинает светать, а Уран успевает подняться лишь на 5°. У Нептуна действительно дела идут лучше. В это же время высота его над горизонтом составит 12,5°. Обитает бог морей всего в 40′ правее носика Водолея, загадочной красной звезды φ Aqr (4,2m, M2). Расстояние до этой звезды выражается одними двойками: 222,2 световых лет. Блеск Урана к концу декады будет 5,86m, Нептуна –7,88m. Видимые диаметры Урана и Нептуна стабильно держатся на уровне 3″ и 2″. Вполне доступны любительским телескопам

Моменты захода и восхода планет и Солнца на московском небе 15 июня в часах и минутах, выглядят так. Время московское (UT+3), точность пять минут. К основным планетам добавлены Веста, Церера и Плутон.

Заход Солнца       21.10
Восход Весты       21.15
Восход Сатурна   21.50
Заход Меркурия  22.30
Восход Плутона  22.45
Заход Венеры     23.35
Восход Марса     0.10
Восход Нептуна  0.45
Заход Цереры     1.25
Восход Урана      1.45
Заход Юпитера   2.15
Восход Солнца   3.55

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды. Последняя четверть осталась в первой декаде. Луна смещается на утреннее небо, неумолимо убывая с каждым днём, растворяется в фазе новолуния, а затем вновь возвращается на не успевшее потемнеть вечернее небо в форме узкого растущего серпа («Р»). Чем меньше процент лунной фазы, тем уже серп, и тем ближе она к дневному светилу.

Новолуние — лучшее время для наблюдения дальнего космоса и метеоров. Никакой засветки окружающего чёрного фона, если не считать городских фонарей. Новолуние ожидается 13 июня в 22 часа 42 минуты по московскому времени.

Ещё дня два назад Луна была похожа на букву С.
Такое вот чудо и без прикрас!
Пишу на асфальте я: «СССР».
И выпиваю стопку за раз.
А Луна похожа на букву Р...

16 июня в 16.31 по московскому времени в созвездии Рака на 3,0° с севера к Луне (фаза достигнет 11%) подойдёт Венера (−4,01m). Где Рак, там и Ясли.

Там, где выходит зодиакальное созвездие Рак, можно увидеть и Ясли,
Рассеянное скопление не далёкое, и не близкое.
Это любому земному ежу ясно.
Жаль, что в это время расположено оно достаточно низко.

Подождать придётся новую улыбающуюся весну.
Ожидание не станет напрасным.
Кто-то скажет нам: «ну и ну!»
А скопление вернётся в свой порт приписки...

18 июня в 9 часов 52 минуты по московскому времени Луна (фаза 27%, почти половинка) должна пройти в 1,0° севернее Регула (1,36m), самой главной звезды из созвездия Льва, правой нижней вершины «львиной» трапеции. 20 июня в в 8.25 по московскому прекрасная Афродита Венера (−4,02m) подойдёт к Луне с звёздным Яслям с севера на 0,4°.

20 июня Луна проходит фазу первой четверти. Если точнее, то в 13 часов 50 минут по московскому времени. Искать Луну растущую Луну лучше в вечернее время. Восход Луны на московском небе намечен на 12.09, заход в 0.51. Вторая декада заканчивается первой четвертинкой. Больше похожей на половинку.

Половинка Луны, но осталась уже четвертинка.
Звёзды несмело выглядывают из облаков.
Удивительная вырисовывается на небе размалёванная картинка!
Месяц не успел показаться, и был таков...

Метеорных дождей пока не предвидится: η-Аквариды исчерпали себя 20 мая, а Боотиды начнутся лишь 22 июня. Может, залетит какой-нибудь приблудный спорадический камень.

Звёзды в июне больше не падают,
Проходит Меркурий из Рака в Лев.
Чем он сегодня нас порадует,
Блеском смущая неопытных дев?

Чем нас порадует следующая декада? 21 июня, в 13 часов 06 минут по московскому времени ожидается летнее солнцестояние. С этого момента продолжительность тёмного времени начинает увеличиваться. А 23 июня в 22.01 по московскому ожидается видимая в наших краях встреча Луны с Юпитером. Гигант подойдёт к Селене с юга на 3,3°. Дело будет происходить в звёздных Весах...

Не забывайте открывать Науку и жизнь!

Удачных наблюдений!