Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

На международном конкурсе банкнот победили швейцарские время и точность

Швейцарские банкноты второй раз подряд выигрывают банкнотный конкурс, и вполне заслуженно: помимо неоспоримых эстетических достоинств, эти деньги защищены от подделок едва ли не лучше всех в мире.

Банкнота Швейцарии достоинством 20 франков (лицевая и оборотная сторона). 2017 год.
Банкнота Швейцарии достоинством 10 франков (лицевая и оборотная сторона). 2017 год.
Мануэла Пфрундер на презентации 20 франковой банкноты. 2017 год.
Проект лицевой стороны банкнот Мануэля Кребса.

Международная ассоциация коллекционеров бумажных знаков (IBNS) ежегодно проводит конкурс на лучшую банкноту. В 2017 году в мире было выпущено 170 новых бумажных знаков, и почти треть – с новым дизайном.

Итоги очередного конкурса подвели 7 апреля – на сей раз самой красивой признали швейцарскую десятифранковую купюру выпуска 2017 года.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Из других банкнот ближе всех к победителю оказались шотландские 10 фунтов, выпущенные Королевским Банком, 10 канадских долларов, и 7 долларов Республики Фиджи. В соревновании участвовала также и российская банкнота номиналом 2000 рублей.

Десять швейцарских франков, которые стали победителями, принадлежат девятой серии национальных банкнот, главная тема которой обозначена как «Многогранная Швейцария». В 2016 году в Швейцарии вышла в обращение первая, пятидесятифранковая купюра из этой серии – 50 франков, которую сразу назвали «одуванчиком», и она тоже выиграла конкурс IBNS. А через год Национальный банк Швейцарии выпустил ещё два бумажных денежных знака из той же серии – двадцать и десять франков. Двадцатифранковую банкноту презентовали 10 мая, а в обращение они вышли уже через неделю после презентации (и через несколько недель конкурсной победы пятидесяти франков).

Если пятьдесят франков были выдержаны в зеленом цвете, то двадцать сделаны в красных тонах. «Основным мотивом 20 франков стал свет. Благодаря свету мы видим и природный мир, и творения, созданные человеком», – сказал вице-председатель совета директоров банка Фриц Цурбюгг (Fritz Zurbrügg) во время презентации. Главные элементы лицевой стороны – рука с призмой и глобус. Призма раскладывает луч белого света на разные цвета; свет, падая на земной шар, показывает нам весь мир. Второй план банкноты больше напоминает калейдоскоп, который мы разглядываем опять же в проходящем свете.

Оборотная сторона 20 франков посвящена международному кинофестивалю в Локарно, который считается в Европе четвёртым по важности после Каннского, Венецианского и Берлинского – так банкнота подчёркивает высокую культуру Швейцарии. Бабочки символизируют уникальность и разнообразие швейцарской природы. Новая банкнота несколько меньше, чем пятидесятифранковая, её размеры – 130 на 70 мм. Кстати, все купюры новой серии меньше, чем их предшественники; по мнению бережливых швейцарцев, это позволит тратить меньше бюджетных средств на выпуск банкнот.

Наконец, третья, десятифранковая купюра новой серии вышла в обращение 18 октября 2017 года. Основной мотив её дизайна – время. Часы давно стали одним из символов Швейцарии, наряду с шоколадом, банками, сыром и горными ландшафтами они прославили эту маленькую страну (по площади Швейцария меньше Московской области) на весь мир.

Швейцарские часы не одну сотню лет занимают лидирующее положение в часовой индустрии, занимая особое место в швейцарском экспорте. Именно часовой механизм мы видим на оборотной стороне новой купюры. Швейцарскую точность подчеркивают изображенные здесь же стрелочный перевод в туннеле и схема местных железных дорог. Железные дороги – отдельный предмет гордости швейцарцев. На маршруте Golden Pass: Монтрё-Интерлакен, одном из красивейших в мире, ходит состав со знаменитыми историческими пульмановскими вагонами, и туристы ездят в поездах, которые ходили здесь 100–150 лет назад.

Два главных элемента лицевой стороны десятифранковой банкноты – рука с дирижерской палочкой и глобус с часовыми поясами; на заднем плане – множество циферблатов. Преобладающий цвет купюры – желто-оранжевый, размеры – 123 на 70 мм; как и все остальные банкноты новой серии, она имеет вертикальную ориентацию. Планируется, что в 2018 году будет выпущена двухсотфранковая купюра, а потом очередь дойдет до ста и тысячи франков.

Для печати банкнот используют краски, выпускаемые известным производителем материалов SICPA, а сами купюры делают из специального трёхслойного материала Durasafe, изготавливаемого компанией «Landqart AG» (компания также делает швейцарские паспорта).

Он состоит из двух слоев бумаги, между которыми находится третий слой так называемой прозрачной сердцевины, сделанной из полимера. Наружные слои бумаги, помимо традиционных способов защиты (микротекст и элементы изображения, видимые в ультрафиолете), снабжены специальными высококачественными водяными знаками и металлическим волокном. У полимерного слоя также есть особые свойства, помогающие защитить купюры от подделывания.

В целом у новых банкнот есть как минимум пятнадцать элементов защиты; по словам представителей Национального банка Швейцарии, это одни из самых защищенных денег в мире. Новые материалы и использование современных технологий сделали производство новых денежных знаков более дорогостоящим: одна новая купюра обходится банку на 10 центов дороже купюры такого же номинала прежнего выпуска.

Дизайнером всей серии стала художник-график Мануэла Пфрундер (Manuela Pfrunder). В 2005 году в Швейцарии был объявлен конкурс на дизайн новых купюр, в котором участвовали двенадцать художников. Было решено отказаться от изображения достопримечательностей страны и национальных знаменитостей (чьи портреты были на купюрах последних серий). Дизайн должен был передавать дух страны и одновременно отражать общечеловеческие ценности.

Жюри возглавил Жан-Кристоф Амман (Jean-Christophe Ammann), историк искусства и бывший директор Музея современного искусства во Франкфурте-на-Майне. Работы художников-конкурсантов оценивали по следующим критериям: единство темы для всех банкнот; актуальность и современность, которые оставались бы свежими на протяжении многих лет; эмоциональная ясность; целостное и позитивное отражение духа Швейцарии; наконец, качество исполнения. Номинал и цвета были заранее заданы.

Дизайнеры работали шесть месяцев. Три лучших проекта по совпадению принадлежали жителям Цюриха. Вышеописанным критериям лучше всех соответствовал дизайн Мануэля Кребса, который поначалу и стал победителем (см. рис. 4). Это была революционная попытка привнести в дизайн банкнот общечеловеческие символы. Жюри понравилось, как художник смог объединить микроскопическое с астрономическим. Однако от проекта Кребса с изображениями эмбрионов и кровяных клеток все же отказались – общественность не приняла.

В результате было решено, что Мануэла Пфрундер, хотя и не заняла первое место, все же лучше всех воплотила в своей работе основную идею конкурса, представляющую Швейцарию как символ открытости, сотрудничества, прогресса и преданности гуманистическим идеалам. Кроме того, ее проект допускал в случае необходимости некоторую переделку. И художнице пришлось еще много поработать, прежде чем были напечатаны банкноты. Банковский совет Национального банка Швейцарии принял решение и дальше сотрудничать с молодым художником (Мануэле Пфрундер тогда было 26 лет).

В целом и дизайн, и степени защиты новых швейцарских банкнот таковы, что известное высказывание Вольтера: «Случись вам увидеть, что женевский банкир выпрыгивает из окна, следуйте за ним, ибо там, где он приземлится, наверняка будут деньги», – можно перефразировать: «Случись вам увидеть инновации на новых швейцарских банкнотах, ждите чего-то подобного и на денежных знаках других стран».

Автор: Ольга Воробьева

Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)

Статьи по теме