Что можно увидеть на небе во вторую декаду марта

Добро пожаловать на небо середины первого месяца весны, когда день становится равен ночи, а температура воздуха вместе с блеском Меркурия переходит от минуса к плюсу. Много интересного ожидает нас на мартовском небе.

17 марта 2018 г. в 0 часов 0 минут, север. Андромеда, Кассиопея Ящерица и Цефей.
17 марта 0 часов 0 минут; область зенита, северная сторона. Малая и Большая Медведицы, Дракон и Жираф.
В гостях у звёздного Стрельца Сатурн. Марс и Веста в Змееносце; Юпитер в Весах; Скорпион. 17 марта в 5 часов утра, юго-восток - юг.
8 марта 19 ч, запад. В гостях у звёздных Рыб. Венера, Меркурий и Уран; Луна в Козероге; Пегас, Андромеда и Овен.

Друг за другом на утреннее небо выходят Юпитер, Марс и Сатурн, а на вечернем небе в небольшом квадрате собираются Венера, Меркурий, Луна и Уран. Нас ожидает прекрасное время для наблюдений — новолуние. А тем временем две длиннохвостые Медведицы продолжают аккуратно вращать земную ось... 20 марта у нас равноденствие, в 19.14 по московскому времени. Продолжительность светлого времени суток сравнивается с тёмным и продолжает расти дальше. 17 марта в 0 часов 0 минут держим курс на север. Наша задача подняться по северному меридиану от горизонта до зенита. В добрый путь!
С любопытством взирает Ящерица на прикованную к скале Андромеду. Хорошо видна наша галактическая соседка, туманность Андромеды М 31 со своими спутниками, галактиками М 32 и М 110. Чуть подальше моргает спиральная галактика Треугольника. Перед нами Местная группа галактик. Не хватает Магелановых Облаков, но за ними нужно перебраться в южное полушарие Земли. По соседству с Ящерицей расположилась голубая звезда ο (омикрон) Андромеды (3,6m, B6). Переменная двухкомпонентная звезда, расстояние между компонентами всего 0,2″. До нее далековато – 692 световых года.
Выше и левее в гости приглашает Кассиопея! Царица, которая слишком любила хвастать своей красотой. Дорогу нам укажет рассеянное скопление М 52 (NGC 7654), 6,9m, 13′ . По Р. Дж. Трамплеру I 2 r. Отдельная, сильная концентрация к центру, умеренный диапазон яркости, число звёзд более 100 – богатое скопление. 5200 световых лет от нас. Скопление к нам приближается со скоростью 35 км/с..
Еще левее расположился верный Кассиопее Персей. Непременно побывайте у него! А справа – царственный супруг Кассиопеи – Цефей. Вытянутый звёздный пятиугольник содержит в своём чреве белую звезду Курхак 4,3m, ξ Цефея (Cep), 102 световых года. Звезда двойная, 8,2″ между компонентами. Более чем доступно. В вершине пятиугольника, на его острие, расположена звезда Альраи или Эрраи (3,2m, K1), γ Цефея (Cep), 45 световых лет до Солнца, сущий пустяк!
Как написал в 1916 году Велимир Хлебников:
Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звёзды – невод, рыбы – мы,
Боги – призраки у тьмы.

В поисках небесных вершин покинем царскую парочку (Цефея с Кассиопеей) и заберемся в самую гущу Млечного Пути. В бинокль можно увидеть бесчисленное множество звёзд. Впрочем, на самом деле, не так уж их и много. Счёт идёт на миллиарды, как у населения Земли или нервных клеток головного мозга.

Чтобы не заблудиться и не сбиться с пути, боги послали нам светло-жёлтую переменную Полярную звезду, α Малой Медведицы, UMi (1,97m, F7). До неё 431 световых года.
За малой Медведицей извивается Дракон. Только, чтобы угодить в объятия его когтистых лап, требуется перелезть через Жирафа. Одолеем препятствие? Но у Жирафа для нас ничего нет. Просто кусок чёрного неба. Не провалиться бы в бездну! Ползём дальше.

С правого борта при желании можно разглядеть туманность IC 802. Светлая туманность, минута на минуту (1′ ×1′). Можно ухватиться за хвост Дракона, горит там холодная красная переменная звезда по имени Гианфар, λ Дракона, Dra (3,8m, M0). 334 световых года до неё. Как будто космический маяк предупреждает нас о неведомой опасности. Но так ли опасен её красный свет?

Наступив на скользкую чешуйчатую драконью спину, перебираемся в Большую Медведицу. Сегодня она перевёрнута вверх тормашками. Точка зенита перед нами! Притаилась во владениях Большой Медведицы. Выше ничего нет, а ближе всего к ней расположена звезда Мерак. Чуть больше градуса до точки зенита. На пути встречаем звезду Дубхе.

Пока не рассвело, можно повнимательнее посмотреть на нашу старую знакомую, незаходящую Большую Медведицу. По латыни созвездие называется Ursa Major, сокращённо UMa. Большая медведица мажорная, а Малая — минорная! Ручка ковша: Алькаид η (1,9m, B3), Мицар ζ (2,2m, A2), Алиот ε (1,8m, A0). Ёмкость ковша: Мегрез δ (3,3m, A3), Фекда γ (2,4m, A0), Мерак β (2,3m, A1), Дубхе α (1,8m, F7).

В ковше достаточно много белых звёзд спектрального класса A. В таких звёздах линии водорода достигают наибольшей интенсивности. Хорошо видны линии ионизованного кальция, наблюдаются слабые линии других металлов. Из сокровищ Большой Медведицы, скрытых от простого глаза, наиболее интересны галактики М101, М81 и М82.

Не пора ли спускаться, но подождём до следующего раза! А пока перейдем к планетам.

Лучше всех виден Юпитер. Утренняя видимость и вторая половина ночи. Если вам доступна южная сторона, попробуйте выглянуть в окно в районе пяти утра. Ярче Юпитера ничего нет! Сириус к тому времени должен уйти, Венера — тем более. Есть еще МКС (международная космическая станция), но на фоне звёзд она перемещается достаточно быстро. К моменту осветления неба гигант успевает кульминировать. 17° над горизонтом. Время восхода отодвигается с каждым днём в сторону полуночи, постепенно раздвигая границы видимости. Его блеск составляет −2,3m, видимый диаметр 41″.

Перемещается Юпитер по созвездию Весов. Жаль, что в сравнении с другими зодиакальными созвездиями Весы в наших краях высоко над горизонтом не поднимаются.
Движение попятное. Гигант притаился в промежутке (можно сказать, что посередине, 4° от гиганта до каждого из объектов) между оранжевой γ Весов (3,9m, K0) и шаровым скоплением NGC 5897 (8,6m, 12,6′) в направлении к α Весов. Имя у α Весов по-арабски звучит как Зубен аль Генуби – «южная клешня», а γ – Зубен эль Акраб – «клешня скорпиона», потому что в древности эти звезды входили в созвездие Скорпиона.

В той же стороне чуть пониже, в созвездии Волка при определённом усердии и внимании можно отыскать Эвномию, астероид №15. В 2,5° от астероида обитает шаровое скопление NGC 5025 (9,0m, 6,2′). Класс концентрации 1 из 12 возможных. Прямо антипод NGC 5897, у которого 11 из 12. Для наблюдения этих объектов требуется достаточно тёмное небо. Скопление немного поярче, но надо учитывать его размытость.

Следом за Юпитером во второй половине ночи из-за горизонта на юго-сточной стороне выходит Марс. Перемещается в сторону юга, где достигает наибольшей в наших краях высоты над горизонтом. Блеск и видимый диаметр не самые лучшие, но тенденция в сторону улучшения имеет место быть. О деталях на диске пока говорить рано, но выделить грозного соседа на общем фоне не составит труда.

Блеск, видимый диаметр и фаза внешнего нашего соседа должны составить +0,5m, видимый диаметр 8″ и 0,88. Он уже вырос в два раза по сравнению с наименьшими своими значениями. Когда где-то в 5.30 начнёт светлеть, Марс будет находится на высоте 9°. Левее и пониже Марса, на высоте 7° находится Сатурн. Расстояние между цветными планетами составляет также 7°. Обитает Марс в Змееносце. В этом же созвездии на 6° выше Марса, должна обитать Веста, астероид №4 (7,2m).

В ночь с 19 на 20 Марта Марсу суждено пройти между Сциллой и Харибдой созвездия Стрельца. С правого борта — светлая туманность М 20. Она же Трёхраздельная, Тройная, NGC 6514 (9,0m, 29′×27′). Неправильная, экстремально яркая, нитеобразная. С левого борта — светлая туманность М 8. Лагуна, NGC 6523 (6,0m, 90′×40′). Есть ещё звёздное скопление М 21, но это уже другая история...

20 марта Марс подойдёт на 30′ к рассеянному скоплению NGC 6546 (8,0m, 13,0′). Классификация скопления по Р.Дж. Трамплеру III 2 m. Отдельная концентрация, концентрации к центру нет, число звёзд от 50 до 100. 2700 световых лет.

Движение Сатурна прямое, но на звёздном фоне почти незаметное. Планета с кольцом пролетит в 2° над шаровыми скоплениями Стрельца М 22 или NGC 6656 (5,1m, 24′, класс концентрации 7), и в 1,5° левее и выше от скопления NGC 6642 (8,8m, 4,5′). Получился интересный равнобедренный треугольник. Расстояние до первого скопления составляет 10100 световых лет. А до второго, что удивительно, ровно в два раза дальше. 20200 световых лет.

Весну Венера встретила в Рыбах в компании Меркурия. Далеко она не уйдёт, но немного поскитается среди звёзд. 12 марта небесная красотка переходит в созвездие Кита. 14 марта Афродита возвращается обратно в Рыбы. 15 марта Венера расположится в 4° под Меркурием. Видимость внутренней соседки вечерняя, юго-западная сторона, светлый участок неба на месте только что зашедшего Солнца. В равноденствие Солнце заходит точно на западе.

19 марта в одном квадрате 15°×15° соберутся сразу четыре жителя Солнечной системы. Перед нашими взорами предстанут Меркурий , Венера, Луна и Уран. Когда в 18.40 Солнце опустится под горизонт, Венера (−3,9m, 10″, фаза 0,96) будет располагаться на высоте 13°, Меркурий (+0,6m, 8″, фаза 0,3) — 15°30′ , Луна — 17° , а Уран — 22°30′. В течение всей декады фаза Меркурия меняется достаточно ощутимо, от0,62 до 0,25. Видимый диаметр при этом растёт от 7″ до 9″, а блеск падает от −0,7m до +0,8m. Блеск Меркурия, как и весенняя температура воздуха , начинает переходить от минуса к плюсу.

Конфигурация напоминает пикирующий бомбардировщик, трапеция-клин с меньшим основанием из Меркурия и Венеры впереди. Позади Уран и Луна. Давно не видели Меркурия? Соскучились по Венере? Луна идёт на подмогу! Через два дня после новолуния Селена видна достаточно отчётливо. Поиски должны заметно упроститься! С Ураном, конечно, дело обстоит посложнее. Всё-таки светловато...

Уран продолжает перемещаться по Рыбам, никуда не уходя от своей любимой оранжевой звезды Торкуларис Септентрионалис, ο Psc (4,3m, K0). Более того, Бог неба неумолимо приближается к своей звезде. Осталось до неё 2°. Что будет дальше? Следите за нашими выпусками и иногда заглядывайте на вечернее небо! Нептун, обитая в Водолее, от нас уже спрятался, скоро за ним последует и Уран.

Моменты захода и восхода планет и Солнца на московском небе 17 марта в часах и минутах, выглядят так. Время московское (UT+3), точность пять минут.

Заход Солнца 18.30
Заход Венеры 19.55
Заход Меркурия 20.25
Восход Юпитера 0.15
Восход Весты 2.35
Восход Марса 3.30
Восход Сатурна 4.05
Восход Солнца 6.55

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды. Последняя четверть осталась в первой декаде. Луна смещается на утреннее небо, неумолимо убывая с каждым днём, растворяется в фазе новолуния, а затем вновь возвращается на вечернее небо.

Новолуние — самая благоприятная пора для наблюдения дальнего космоса и метеоров. Никакой засветки окружающего чёрного фона, если не считать городских фонарей. Новолуние ожидается 17 марта в 16 часов 11 минут по московскому времени.

Тем временем Луну ожидает серия встреч с представителями мира планет. 11 марта в 2 часа 38 минут по московскому времени в Стрельце к Луне на 1,4° с юга Сатурн (+0,6m). Сближение видимо в наших краях, отмечено, что называется, знаком «+», и поэтому заслуживает. Особого внимания. Фотографии сближений небесных тел всегда интересны. Узкий лунный серпик в сопровождении планеты на светлеющем небе украсят любой земной пейзаж. 15 февраля в 22.34 в Козероге на 0,5° также с юга к Луне подойдёт Меркурий (−1,4m).

Пережив солнечное затмение, Луна в форме узкого растущего серпа возвращается на вечернее небо. 18 марта в 22.50 в Рыбах на 4,4° с севера к Луне пройдёт Венера (−3,9m). Две соседки, одна другой краше, должны встретиться. Жаль небо будет слишком светлым, а Солнце близким. Север у нас, жителей северного полушария, вверху.

Тем временем продолжает свою активность метеорный поток Виргиниды. От слова Virgo – Дева. Это значит, что в созвездии Девы расположен радиант. Максимум растянут, приходится на период с 5-го по 31 марта. Наблюдаются медленные яркие метеоры, возможно появление болидов. Поток достаточно растянут во времени, поэтому условия его наблюдения разнообразны. Более подходящего времени для наблюдений метеоров, чем новолуние, нам не найти! Знать бы, куда укрыться от городских фонарей!

Читайте журнал «Наука и жизнь»! Там можно почерпнуть интересную и полезную информацию. И не только о небесных телах.

С равноденствием!