Что можно увидеть на небе в первую декаду февраля

Нет ничего увлекательней, чем смотреть на небо морозными зимними ночами.  Постепенно разгорается чёрная ночь последнего зимнего месяца. Вереница весенних созвездий начинает выплывать из-за горизонта.

Для определённости  выберем 7 февраля, 0 часов 0 минут. Самое начало нового дня. Отправляемся в путешествие с востока на запад, по возможности придерживаясь меридианов 90° и 270°. Запад и восток. Путешествие с севера на юг отложим до следующей декады.

7 февраля 2017 г. Московское небо в 0 часов 0 минут, восток. Дева со Спикой и Хезе выходит из-за горизонта, Волопас с Арктуром и Муфридом, Северная Корона и Волосы Вероники; по горизонту катятся спиральная галактика NGC 5746 около звезды 109 Vir, множест
7 февраля, 0 часов 0 минут, область зенита, ближе к западу. Рысь, Близнецы, Жираф и Возничий с Менкалинаном и Капеллой, Персей
7 февраля, 0 часов 0 минут, запад. В гостях у звёздного Тельца: Гиады и Альдебаран; западный меридиан прошёл через Плеяды с Меропой и Электрой. Овен, Треугольник, Андромеда, Эридан, Рыбы и Кит со звездой Каффалиджима.
8 февраля 6.32, юго-восток — юг. Луна с Юпитером в Весах, Марс в Скорпионе, Сатурн в Стрельце.

Несмело выглядывает из своей норы Рак. Неприметное и небольшое созвездие, несущее в своём чреве одно из самых красивых звёздных скоплений. За Раком следует величественная огненная трапеция Льва. За Львом Дева, за Девой Весы. Воды Эридана уносят Персея с Андромедой. Опускаются под горизонт Овен и Треугольник. Неспешно перекатывается на своей колеснице Возничий. Постепенно уплывают Орион с Большим и Малым Псом, уступая место новым персонажам. Друг за другом в торжественном победном марше следуют Гидра, Чаша и Ворон. Большая Медведица с небесных вершин бесстрастно взирает на творящийся вокруг космический порядок. А параллельно земному горизонту через Близнецы, Возничий и Жираф неспеша протекает полоса Млечного Пути….

Опускаемся по левой боковой стороне львиной трапеции и находим яркую Спику. Встала Дева звездой Спикой на самый горизонт, как будто катится по космическому льду. Ромбовидные очертания фигуры Девы должны хорошо угадываться, их не спутать ни с чем. Спика отмечает нижнюю вершину ромбика. Верхняя вершина —  δ Девы, красная Аува (3,4m, M3), ещё выше — жёлтая   Виндемиатрикс, ε Девы (2,9m, G8). Виндемиатрикс, в переводе означающую Виноделательница или в другой трактовке Виноградница  считали покровительницей виноделов.  Боковые вершины ромба Девы — звёзды ζ Девы Хезе (3,4m, A3) слева и γ Девы (2,7m, F0) справа. Белая и светло-жёлтая.

Держим курс на Хезе. До неё — 73,2 световых года или 22,45 парсек. На наш век хватит! Рядом с Хезе расположилась светлая туманность IC 903. Тянется от неё в левую сторону, где прячутся звёздные Весы вместе с Юпитером, загребущая изогнутая «девичья» рука.  Окончание руки отмечено на небе звездой 109 Девы (3,4m, A3). Расположена она чуть подальше. 128,7 светолет или 39,45 парсек. Чтобы звёзды поднялись повыше, надо  подождать несколько часов.

На расстоянии  всего 20′ от 109 Vir (напомню Virgo – Дева) красуется спиральная галактика NGC 5746. Меньше лунного поперечника. Гигантский звёздный остров. Так и норовит космическое чудовище вцепиться своими щупальцами в девичью ладонь. Звезда и галактика. Кажется, что они совсем рядом, но расстояний совершенно различны. Посмотрим на нашу галактику повнимательнее: достаточно тусклый объект 10,6m, 7,9′ ×1,7′. Класс Sb. Обычная спиральная галактика с нормальными спиральными ветками, ничуть не хуже нашего Млечного Пути. Очень маленькое ядро, но всё же имеется в наличии. Удаляется от нас со скоростью 1786 км/с.

В верхней части созвездия Девы, в области, приближённо отчерченной звёздами ε, δ, γ, η, β, ο, сосредоточенно огромное количество галактик. В большие телескопы здесь можно увидеть «систему систем» — грандиозное облако. На самом деле, мы имеем дело с нечто более грандиозным, чем простая кучка, пусть даже и могучая. Перед нами — скопление галактик в Деве. Скопление галактик, состоящее из не одной тысячи звёздных островов, подобных нашей Галактике. Щедро делится с нами Дева своими сокровищами. Перекатываются на нашем пути галактические жемчужины-шестерёнки. Машет нам вслед галактика NGC 5566. Чуть поодаль расположились галактики  NGC 5364 и NGC 5363. Как будто близнецы-братья!

Хорошо сидеть на ладони у Девы, но настало время двигаться вверх! Попросим небесную красавицу поднять нас повыше. Подбрось нас, Дева, в созвездие Волопаса! А вот и Волопас, легко узнаваемое созвездие, по форме напоминающее бумажный змей или парашют завалившийся на бок.. Потом всё выше и выше в точку зенита. И снова вниз, теперь уже по западному меридиану.

Весело подмигивает своим оранжевым светом Арктур (–0,05m, K2). Звезда двойная, но разрешить две компоненты её будет не под силу: 0,3″ —  это вам не шутка! Но кто знает, до чего дошёл современный «технический прогресс»? Кто держит в руках мощную экзотическую технику, пробуйте! Какого вкуса апельсиновый Арктур? А если на язык? До звезды близко совсем по звёздным меркам: 11,25 парсек или 36,7 световых лет.

От Арктура симметрично в обе стороны спускаются «волопасьи усы». Нас интересует звезда по имени Муфрид, η Волопаса (2,7m, G0). Это справа от Арктура, в 5°. Мало того, что она нам близка по цвету, такая же жёлтая, как и наше Солнце, до неё совсем близко – 11,3 парсека или ровно 37 световых лет. Надо взять эту звезду на заметку, может пригодиться! Дальше в 2° справа от Муфрида и всего в 30′ справа от восточного меридиана нас поджидает светло-жёлтая звезда τ Волопаса (4,5m, F7). На изгибе правого волопасьего уса. Наша задача — пройти в ворота между  η и  τ Волопаса.

У ног Волопаса под воздействием космических лучей развеваются густые-прегустые Волосы Вероники. Много запуталось в Волосах Вероники галактик. В 13° над τ Волопаса расположилась вторая по значимости звезда Волос Вероники, β Com (4,2m, G0).. Такая же жёлтая, как и наше родное Солнце! И достаточно близкая: 29,9 световых лет или 9,16 парсек. В 2° от β Com можно отыскать туманность IC 4210, светлую туманность «минута на минуту», 1,0′ ×1,0′.

Указывая дорогу на скопление галактик Девы, издалека моргают светло-жёлтая звезда Диадема, α Com (4,3m, F5) и шаровое звёздное скопление  NGC 5053. До Диадемы тоже недалеко: 46,7 световых лет или14,32 парсека. Выбираемся из Волос Вероники и направляемся к Гончим Псам. Только бы не разбудить злых собак, хоть и крепко держит Волопас за поводок своих Гончих Псов. Проходим насквозь угол Гончих Псов, стараясь ничего не задеть. Вроде бы получилось! А нас ждёт наверху дикий зверь!

Мы пожаловали в гости к стоящей на хвосте Большой Медведице. Неспешно перебирает она по небосводу своими когтистыми лапами. А под горизонтом в это время притаилась половинка Луны. Точь-в-точь как в ясную ночь после Рождества! Ещё немного, и каменный спутник выйдет освещать нам дорогу, одновременно создавая помехи для наблюдений объектов дальнего космоса. Лучше бы поторопиться!

Точно на нашем пути попалась спиральная галактика типа Sc с неразвитыми ветвями: NGC 3938.  10,4m, 5,4′ ×4,9′. У галактики есть ядро типа D3s. D – это значит диффузное, s — маленькое, от слова «small», 3 — яркость из пяти возможных. Ядро как ядро. Галактика удаляется от нас со скоростью 838 км/с. Задняя лапа Большой Медведицы отмечена оранжевой звездой χ UMa (3,7m, K0). 60,1 парсек до неё или 196 световых лет. На бедре «мажорной» Большой Медведицы красуется удаляющаяся со скоростью 616 км/с спиральная галактика Sc типа, NGC 3726. Размер объекта на нашем небе составляет 6,0′ ×4,5′.

Поднимем взоры свои вверх и упрёмся в точку зенита. Остался зенит на территории Большой Медведицы. Никому не отдаст самую верхнюю точку небосвода небесный хищник. А ведь могло бы случиться совсем по-другому! Ещё немного, и захватила бы первенства ловкая небесная Рысь. Кто победит в необычной небесной схватке? Кто сможет водрузиться на самый верх? Зависит от времени суток и календарной даты. Но в назначенный нами день и час точка зенита оказалась в созвездии Большой Медведицы, в непосредственной близости от границы с созвездием Рыси.

Вблизи зенита моргает нам белым бесцветным светом звезда 21 Рыси, Lyn (4,6m, A1), В нашем распоряжении 249 световых лет или 76,2 парсека. Насиделась наша Рысь на самом верху небосвода. Настало время выбирать способ наиболее экономичного спуска. А тут как раз подвернулась колесница Возничего. Почему бы  не съехать прямо на ней?! Главное — не перепутать стороны света! Нам надо на запад!

Скатываясь со спины Рыси, попадаем в созвездие Возничего. Проходим в ворота между белым Менкалинаном, β Возничего, Aur (1,90m, A1) и красной Капеллой,  α Возничего, Aur (0,08m, M1). Если высоко-высоко сквозь просветы в плотных облаках кто-нибудь обнаружит яркую цветную звезду, то это, скорее всего, Капелла.  Знаменитая Капелла, конкурент Веги, куда без неё на зимнем небе. Говорят, что когда Капелла в зените — Вега на горизонте, и наоборот. Не верите — проверьте!

Упоминание Капеллы и Веги приводят нас к знаменитой и умопомрачительной трилогии советского фантаста и физика-ядерщика Сергея Снегова «Люди как боги»: В зале Андре повернулся к оставленному позади Солнцу. Солнечный Мешок — ещё недавно на Оре величественное созвездие — сжался и потускнел, даже гиганты Вега и Капелла были на пределе, — наша звёздная отчизна закатывалась в невидимость».

Можно отложить от Менкалинана влево такое же расстояние как до Капеллы, градусов 8, но в противоположную сторону, продолжая отрезок Капелла-Менкалинан дальше. Перед нами рассеянное скопление NGC 2281, блеск 5,4m. Ровно 500 парсек до него, или 1600 световых лет. Классификация по Р. Дж. Трамплеру выглядит так: I3p. I – отдельная, сильная концентрация к центру. Такое встречается далеко не каждый день. 3 — большой диапазон яркости; p – значит poor, бедное: число звёзд меньше, чем 50.

Зачитавшись Снегова, натыкаемся на голубую звезду Хедус II, η Aur (3,2m, B3). 67 с четвертью парсек или 219 с третью световых лет. Далековато будет. Звёзды удаляются всё дальше и дальше. Лучше туда не лететь. Необходимо несколько поколений, чтобы преодолеть пространственный овраг. Чуть пониже, в градусе от неё расположилась другая похожая, но уже оранжевая звезда Гаэди, ζ Aur (3,7m, K4). 748 парсек или 242 световых года. До этой ещё дальше! Кто выдумал эти звёзды? Почему они так далеки? Может лучше учиться понимать друг друга на нашей родной старушке-Земле?

Захватываем угол Персея и попадаем в Плеяды. В самую, что ни есть, гущу рассеянного звёздного скопления. Маленькая Квочка, как звали его на Украине в начале XX века, приглашает нас в гости! У мифического царя Атласа было семь дочерей: Альциона, Меропа, Целена, Электра, Астеропа и Майя. При неясных обстоятельствах сёстры были обращены в группу слабо светящихся звёздочек, украшающих созвездие Тельца. Плеяды упоминаются в Библии, о них пишут Гомер и Гесиод. Рассказывают, что когда-то все семь плеяд были одинаково яркими, но стоило Меропе выйти замуж за смертного, «её звезда» поблекла. Не будем останавливаться на всех звёздах этого удивительного зимнего скопления, а обратим внимание на самую главную звезду Плеяд. Это голубая Альциона, η Тельца, Tau (2,85m, B7). 367,7 световых лет или 112,74 парсек.

«Корабли третий месяц шли на Плеяды, — читаем в фантастическом романе «Галактическая разведка» Сергея Снегова из трилогии «Люди как боги». — Скорость звездолётов равнялась трём тысячам световых лет, мы основательно вспахивали пространство».

С двух сторон Плеяды сопровождает почётный эскорт: Гиады с Альдебараном во главе и звёздный Треугольник со знаменитой спиральной галактикой М 33 устремляются в безграничную космическую даль. Захватываем угол созвездия Овна и погружаемся в чёрное космическое море. Туда, где плещется морской, вернее звёздный гигант под названием Кит. Высунулась из воды китовая голова и бесстрастно взирает на окружающее её пространство.

Справа на нашем пути повстречалась горячая голубая звезда λ Кита, Cet (4,7m, B6). 424 световых года или 130 парсек. В нижней части китовой головы весело нам подмигивает белая звезда по имени Каффальджидхма, γ Cet (3,5m, А3). 82 световых года или 25 парсек. Уже достаточно терпимо. Звезда двойная. Две компоненты системы разделяют 2,6″. Такое угловое расстояние может преодолеть и небольшой любительский телескоп, но при очень хорошем небе и максимально возможном увеличении. Вполне нам доступная двойная звезда. Во всех смыслах этого слова.

У самого-самого горизонта, непосредственно в точке запада притаилась ещё одна китовья драгоценность. Голубая δ Cet (4,1m, B2) предлагает проверить прозрачность земной атмосферы. А заодно и поразмыслить о пагубности излишней многоэтажной застройки и избыточности городского освещения.

По горизонту катится «перекати-поле», спиральная галактика типа Sb, M 77 или NGC 1068. 8,8m, 6,9′ ×5,9′. Галактика стремительно  от нас удаляется. Скорость удаления составляет 1077 км/с. Ещё ближе к заветной  точке запада прильнула такая же галактика NGC 1055, 7,6′ ×3,0′. Угловое расстояние между ними составляет 20′. От последней галактики звезду δ Cet отделяют 35′. Галактики  M 77, NGC 1055 и δ Cet составляют на небесной сфере миниатюрный прямоугольный треугольник с прямым углом в  NGC 1055. Такая вот симпатичная конфигурация в конце нашего рассказа про звёзды.

Вольготно живётся Киту в тёплой эфирной воде! С одной стороны его обтекает река Эридан, с другой — плещутся перевязанные лентой Рыбы. В феврале у них именины, но немного погодя. Кругом вода, от края и до края. По крайней мере, по представлениям начала февраля. Совсем как у Гомера и Гесиода, когда лепёшкообразную Землю окружает со всех сторон река Океан. Или Фалеса Милетского, когда Земля плавает в  подобно куску дерева. VII век до н.э. не претендует на достоверность космологической картины мира.

Следует добавить ещё, в рыбах, где обитает спиральная галактика M 74, и нашёл себе приют бог неба Уран. Жаль, что в назначенный день и час он оказался под горизонтом. Ориентир для поиска у него остаётся прежний, звезда о, омикрон Рыб.Об одной планете мы сказали, остались ещё семь, но ограничимся пятью.

На утреннем небе Юпитер выходит на смену прекрасной Венеры. Условия его видимости налаживаются. Оставив созвездие Девы до лучших времён, гигант продолжает путешествовать по созвездию Весов. Ориентируемся на юго-восток и поворачиваемся вместе с планетой в сторону юга, пока не наступит совсем светло. Чёрное небо немного должно побаловать. −2,0m, 37″.  В телескоп хорошо видны выстроившиеся в ряд галилеевы спутники и приплюснутый от быстрого вращения полосатый диск. 15° над горизонтом на ещё тёмном утреннем небе в нашем распоряжении! Даже чуть больше.

Огненный Марс появляется на утреннем небе вместе с Юпитером. От1,2m к 1,1m, 6″. 15° над горизонтом. Увеличение блеска на глазах, но до лучших времён пока ещё далеко.  Внешний наш сосед,  расположился слева от гигантского своего конкурента. С каждым днём планеты  удаляются друг от друга. Опять смотрим на юго-восток, но лучше вначале отыскать Юпитер. При не очень хорошем небе для обнаружения планет может потребоваться бинокль. Время восхода держится на одном уровне — 4 часа утра. Юпитер уже преодолел этот рубеж, Сатурну остаётся только мечтать.

31 января Марс перешёл из Весов в Скорпион. Движение прямое. 1 февраля Красная планета проходит под голубой звездой по имени Граффиас, β Скорпиона  (2,7m, B0). 7 февраля Марс проходит в 0,2° южнее от Юпитера. 8 февраля «гроза землян» перемещается из Скорпиона в Змееносец, где останется до конца зимы. Красная планета возвращается! Планета от нас внешняя, но фазы её намного отличны от единицы. Чего не скажешь о внутренней Венере.

В обществе Марса по Змееносцу путешествует самый яркий астероид Веста (7,7m). Неподалёку, в созвездии Центавра, к югу от Весов, можно отыскать астероид  Эвномия (11,0m). Церера , астероид №1,  кружит по созвездию Рака. 6,9m, имеется даже небольшой видимый диаметр 1″. И с блеском у неё обстоит дело лучше, чем у Весты.

С какой стороны светит нам Венера? Утренняя звезда это или Вечерняя? А может, дневная? Так или иначе, пришло время ей перейти с одного неба  на другое. Вопрос в том, когда она станет для нас доступна. Февраль Венера встречает в Козероге. 9 февраля из Козерога в Водолей. Богиня любви решила перейти на вечернее небо, но говорить о начале видимости пока рановато. Полчаса между заходами Солнца и планеты — это, всё-таки маловато, даже для Венеры. −3,9m, 10″, 5° над горизонтом к моменту выглядывания Солнца. Между юго-западом и западом.

Сатурн, наоборот, переместился  с вечернего неба на утреннее, и вот он уже составляет компанию Юпитеру с Марсом Два часа до восхода Солнца в нашем распоряжении. Перемещение по созвездию Стрельца, но по сравнению с другими видимыми планетами оно почти незаметно. 0,6m, 15″. 5° над горизонтом, не больше.

Где-то недалеко от Сатурна должен быть Меркурий? К сожалению, подходящие времена для вестника богов миновали, он слишком близко подошёл к Солнцу. Но утреннее небо по сравнению с вечерним ему благоприятствует больше. Хоть и чисто символически.

Уран по-прежнему плавает по Рыбам. Ориентир — звезда ο Рыб. Попятное движение продолжается. Бог неба отходит вправо от путеводного омикрона на 4°. Нептун перемещается по Водолею, его движение почти не заметно. Ориентир —  λ Водолея.  . Неумолимое ухудшение видимости. Невидимые планеты уходят, чтобы появиться ближе к концу лета.

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты  и яркие звёзды. 1 февраля  на 0,3° с севера к Луне должен подойти Регул, α Льва (1,4m, B7). В 20.52 по московскому времени. Раз мы находимся в северном полушарии, то – сверху. Север у нас вверху, там где светит  Полярная.

7 февраля в 6.06 по местному времени ожидается последняя четверть. Лунная половинка, видимая на утреннем небе. Последняя четверть следует за полнолунием. Видна левая от нас половинка Луны. Во время четвертей терминатор — граница видимой части Луны имеет вид прямой линии. Период между одинаковыми фазами называется синодическим и составляет чуть больше 29 суток. Точнее, 29,53 средних солнечных суток. Период обращения Луны по земной орбите называется сидерическим и составляет  чуть больше 27 суток. Точнее, 27,32.  Различие синодического и сидерического периодов связано с обращением системы Земля-Луна вокруг нашего Солнца.

Также 7 февраля в 21.57 по местному времени на 3,7° с юга к Луне подойдёт Юпитер. И, наконец, 9 февраля, в завершении нашей декады,  в 8.24 по московскому нашему времени на 3,5° с юга к белолицей Селене приблизится огненный багряный Марс.

Читайте журнал «Наука и жизнь»! Там можно заглянуть немного вперёд и почерпнуть интересную и полезную информацию. И не только о небесных телах. Благодарю всех своих коллег и читателей за оказанное внимание и поддержку!

С началом февраля!
Удачных наблюдений!

Карты созданы с аомощью программы Stellarium.

Автор: Алексей Пахомов