Что можно увидеть на небе в третью декаду декабря.

Вот мы и добрались до последней декады 2017 года. Улыбнётся ли нам звёздное небо, или всё будет затянуто сплошными тучами? Выглянет ли могучий Орион из-за кустов? Порхает ли Персей над Андромедой? Как только откроется атмосферный занавес, мы увидим настоящую музыку небесных сфер.

28 декабря 2017 г. Московское небо 0 ч, восток. Лев, Малый Лев, Большая Медведица, Волосы Вероники и Рак; астероид Церера, трио галактик под звездой Хорт; звёзды до 7m .
28.12.17 г., 0 ч, восток; крупным планом трапеция Льва; под звездой Хорт — галактики М 65, М 66, NGC 3628.
28.12.17 г., 0 ч, запад; Треугольник, Андромеда, Овен и Рыбы; галактики М 33 и М 31; Уран в обществе Луны.
21.12.17 г., 6 ч утра, юго-восток. Над горизонтом: Марс в Деве, Юпитер в весах, астероиды Веста и Эвномия;
24.12.17 г., 20 ч, юг — юго-запад. Уран в Рыбах, Нептун с Луной в Водолее, Пегас и Кит.
31.12.17 г., 2 ч ночи, юго-запад — запад. В гостях у звёздного Тельца: Луна в гуще Гиад вблизи Альдебарана и Плеяд; Орион со своей Бетельгейзе и туманностью М42, Персей и Овен. Меньше суток до Нового года!

Для определённости  выберем 28 декабря, 0 часов 0 минут. Смотрим.На востоке просыпается длинный трапециевидный Лев. Прямо из курса школьной геометрии. Верхняя сторона  у трапеции короткая, нижняя — длинная. Нижнее основание слегка изгибается. Изгиб этот отмечен белой звездой Хорт, θ Льва, Leo (3,3m, А2). Но до звезды этой далековато будет. Почти 200 светолет.

В 30′ ниже притаилась  спиральная галактика типа Sc – NGC 3596.  Форма у неё почти правильная, и повёрнута к нам как надо. Угловые размеры 4,2′  × 4,1′. Тридцать  угловых минут, половина градуса, — это, как известно, диаметр лунного диска. Очень удобно откладывать лунные поперечники  при поиске объектов дальнего космоса.

На пути от горизонта к нижнему основанию лежат три одинаковых спиральных галактики типа Sb. Три резвые спиральные лошадки галактического мира несутся в неизведанные космические дали! «Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?» Вроде в одной связке летят, а удаляются  от нас  с разными скоростями. Давайте познакомимся с ними поближе. M 65 – блеск и видимый диаметр: 9,3m, 10,0′  × 3,3′. Для галактики она не такая уж слабая и мелкая. Удаляется М65 от нас со скоростью 666 км/с. Не больше и не меньше! Без «космических чертей» дело не обошлось!

Следующая галактика из небесной птицы-тройки — М 66 – 9,0m, 8,7′  × 4,4′. Скорость удаления 583 км/с.  В каталоге Мессье она идёт «след в след». Великий ловец комет, похоже, поймал две галактики одним сачком. А вот третья галактика NGC 3628 к Шарлю Мессье не имеет отношения. Не заметил он её, или по какой-то неведомой нам причине не счёл нужным нам о ней поведать. 9,5m, 14,8′  × 3,6′, удаляется со скоростью 728 км/с.

Погостили в логове у Льва вполне достаточно, как бы пустынный хищник не проснулся и ненароком нас не сцапал! Лезем вверх! И что же? Ушли ото Льва, а попали в лапы к Малому Льву! Созвездие непримечательное, но космическая экзотика есть и здесь! На пути попалась спиральная галактика с перемычкой типа S(B)c NGC 3074. Галактика совсем небольшая, 2,5′  × 2,3′, с неразвитыми спиральными ветвями. Но присмотритесь: у неё скорость удаления 5115 км/с! Настоящий космический мотоциклист-байкер.

От «минорного» Малого Льва LMi переходим к «мажорной» Большой Медведице. Справа притаилась хитроумная стремительная Рысь. Не знаешь, к кому попадёшь в когтистые объятия! Ещё немного, и упрёмся в точку зенита в созвездии Возничего. Совсем близко пасётся Жираф, но волшебный зенит ему не достался. До Жирафа всё доходит медленно!

Дальше движемся на юг! Что ещё можно ожидать от зимнего неба? Созвездие Возничего – немного вытянутый примечательный пятиугольник, состоящий из ярких  звёзд. Почти советский «знак качества». Капелла останется немного правее, зато путь освещают другие звёзды! Вначале мы повстречаем яркую белую Менкалинан, β Возничего, Aur (1,9m, А2). Спустившись от неё на 8° вниз увидим Махазим, ещё одну белую звезду, но чуть послабее (θ Aur, 2,7m, А0). В алмазах у водителя звёздной колесницы нет недостатка!

Дальше задеваем невзначай созвездие Тельца и попадаем в царство Ориона. И сразу натыкаемся на великолепную огнедышащую Бетельгейзе, α Ориона, Ori (0,45m, M2). Гигантскую космическую «подмышку", так по одной из версий переводится ее звёздное имя с арабского. Её рубиновый оттенок всегда привлекает внимание! Правда, хоть она и альфа, а в блеске Ригелю уступает! Впрочем, велик Ригель, но Бетельгейзе гораздо больше по размеру. Это действительно исполин. Не каждый сверхгигант звёздного мира имеет ощутимый видимый диск.  Его неоднократно измеряли с помощью интерферометров  и получили, что диаметр Бетельгейзе больше солнечного в 300 раз! Встав на место Солнца, экзотическая звезда вобрала бы в себя все ближайшие планеты по Марс включительно.

К тому же эта звезда – переменная. И не просто переменная — пульсирующая. Поэтому мы и назвали её огнедышащей. Как не выделить её из окружающего звёздного фона! В причудливой кривой изменения её блеска можно выделить два колебания — с периодами 180 и 2070 дней.

Между колебаниями блеска и изменениями диаметра звезды наблюдается хорошее согласие. В максимуме блеска диаметр звезды минимален, а температура наибольшая. В минимуме всё меняется местами. Отсюда можно сделать вывод, колебания блеска и похожих на неё звёзд вызваны «полуправильными» пульсациями. Бетельгейзе — типичный представитель красных звезд – спектрального класса М. К нему относятся самые холодные звёзды. Температура поверхности у них составляет порядка 3000 K. В спектре наблюдаются сильные линии молекулярных соединений, особенно окиси титана. Линии металлов ослабевают.

От Ориона путь вниз ведёт к Зайцу, а затем настало время заворачивать на запад.  Там нас встретит не успевшее ещё спрятаться осеннее небо. На западе плывут у горизонта в космическом эфире две Рыбы. Деление Рыб на верхнюю и нижнюю может показаться условным, они не параллельны друг другу и не лежат на разных полках. Цепочки звезд  исходят из одной общей светящейся звезды-точки. Альриша ей имя, α Рыб (3,8m, A2). Просто посмотрите на небо, и всё должно встать на свои места!

Верхняя Рыба высунулась из воды, нижняя — скользит вдоль его поверхности. Дорога вдоль первой цепочки  приведёт нас к туманности Андромеды М 31, на которую смотрит глаз верхней Рыбы – белая звезда υ (ипсилон) Рыб, Psc (4,7m, A3) не такая яркая, но достаточно заметная. Звёздные Рыбы, похоже, тоже не испытывают недостатка в алмазных сокровищах! Где-то здесь должен блуждать Уран в обществе очаровательной вечной нашей спутницы Селены-Луны. Скучно ему не будет! Луна рада показать нам район, где можно отыскать бога неба.

Выше направлено вниз остриё звёздного Треугольника.  Как и у Ориона, у этого созвездия альфа не самая яркая. Высоко в нем поднялась спиральная галактика М 33.  Много интересного ждёт нас в Треугольнике, но мы должны двигаться дальше. Стонет прикованная к скале Андромеда, порхает  при помощи удивительных сандалий отважный Персей. Кружатся Персей с Андромедой в космическом хороводе. Неведомо нам только, собирается ли он её спасать. Да и от кого? От Кита?

«А за Андромедой новые и новые туманности, нельзя их сосчитать, — читаем в повести Владимира Фёдоровича Тендрякова «Весенние перевёртыши». — Звёздные тучи, дым солнц-пылинок клочьями по всей великой пустоте.  По всей, всюду, без конца!.. Хватит! Хватит!».
Всё выше и выше! На границе двух созвездий можно увидеть рассеянное звёздное скопление М 34. Блеск 5,2m, диаметр 35,0′.  По сравнению с галактиками звёздные скопления гораздо крупнее и ярче и более доступны для любительской техники.  Возраст скопления 190 млн. лет. Крупица по сравнению с возрастом Вселенной, даже сопоставим с возрастом динозавров и их ближайших предков. До скопления 1400 световых лет или 440 парсек. Скопление к нам приближается, но со смешной скоростью — 10 км/с. Хотя это и больше первой космической скорости у поверхности Земли. Всё познаётся в сравнении!

Кружит Персей с головой Горгоны Медузы в руке... Алголь, β Персея, Per (2,1m, B8) со своими Горгонами:  Горгония Секунда,  Горгония Тертиа (Терция),  Горгония Кварта,.они же  π Персея, Per (4,7m, A2), ρ Персея, Per (3,3m, M3) и ω Персея, Per (4,6m, K1). Замечательный звёздный квартет оказался в этот раз в стороне. Выше всего у Персея голова. Отмечена она на небе самой яркой в созвездии светло-жёлтой звездой Мирфак, α Per (1,8m, F5). Здесь всё по правилам, не то, что в Треугольнике или Орионе. На жёлтые звёзды  следует обращать внимание. Они так похожи на наше Солнце!  Но далековато: 181 парсек.

От Персея возвращаемся в созвездие Возничего, где находится точка зенита. Нет ничего выше Возничего в полночь под конец года! Теперь поворачиваем на север! Там нас ждёт длинношеий Жираф. Высоко он забрался! Щиплет поднебесную травку.  Можно не заметить Малую Медведицу, но Полярную, α UMi (2,0m, F7), ни с чем не спутать. Тем более, что звезда эта имеет, как и  α Персея, желтоватый оттенок. Спектральный класс F. Температура поверхности 6-7 тыс. K. Линии водорода слабеют. Усиливаются линии ионизованных металлов, особенно кальция, железа, титана.

Небесный Дракон оплёл Малую Медведицу своим  чешуйчатым телом, сложенным вдвое, а то и втрое. Голова Дракона имеет правильную трапециевидную, почти квадратную форму. На носу у Дракона сияет оранжевая звезда Этамин, γ Dra (2,2m, K5). Свесился Дракон и с любопытством взирает на Геркулеса. Локтевой сустав греческого героя, отмеченный также оранжевой звездой θ Геркулеса, Her  (3,9m, K1), точно попадает на северный меридиан.

На том и завершим наше звёздное путешествие. Осталось вкратце пробежаться по планетам и другим недалёким небесным телам, которые доступны наблюдению лишь благодаря тому, что принадлежат нашей родной Солнечной системе.

Венера — самая яркая планета, но видна она только по утрам и вечерам. И то, не всегда. Похоже, сейчас — то самое время, когда наблюдать  космическую красотку невозможно. Слишком близко дневное светило! Что такое полградуса над горизонтом — диаметр солнечного диска, а край нетерпеливого Гелиоса уже обжигает линию горизонта! Не ищите Венеру, в непосредственной близости к Солнцу наблюдения становятся небезопасными. Подождём до весны! Тонет в солнечных лучах и расположенный рядом Венерой Сатурн.

Юпитер обосновался в Весах. Марсу удалось удержаться в звёздной Деве дольше всех. Хорошо ему там было, вольготно. Но не всё коту масленица. Не всё Марсу — Дева. Заждался его  Юпитер. Надо торопиться на встречу. Движение прямое. Переход из Девы в Весы намечен на 22 декабря.  31 декабря Марс на 3° приближается к Юпитеру. Отличный подарок к За погоду никто не ручается, но условия утренней видимости Юпитера и Марса  к концу года  улучшаются. Время восхода отодвигается от солнечного, высота становится больше, возрастают диаметр и блеск. Ни у кого нет такого большого диаметра, как у Юпитера! Полосатый диск со спутниками виден уже при небольшом увеличении. Даже при двадцатикратном.  Светлое околосолнечное небо Юпитер любит меньше Венеры, хотя в более благоприятных условиях их можно спутать. Верховному главе планетного государства подавай чёрное качественное небо, тогда он будет смотреться.

Для поиска Меркурия можно использовать последнее утро 2017 года. В 8 ч утра 31 декабря высота ближайшей к Солнцу планеты на московском небе составит 5°30′. Блеск, видимый диаметр и фаза ближайшей к Солнцу планет будут равны −0,19m,  7″, и 0,59. Можно его увидеть и в другое время. Этому способствует двухчасовой интервал пребывания над горизонтом в отсутствие Солнца и отрицательная видимая звёздная величина.

Уран и Нептун обитают в своих родных созвездиях. Один перемещается по Рыбам, другой —   по Водолею. Но смещение это практически не заметно. Небесные ориентиры, омикрон Рыб, Торкуларис Септентрионалис, ο Psc (4,3m, K0) и лямбда Водолея, λ Aqr (3,7m, M2) облегчают поиск и наблюдение. Уран отходит от своего омикрона на 4° вправо, а Нептун в 40′ проходит под лямбдой. Информацию об этих звёздах можно найти также в предыдущих наших выпусках.

Продолжительность видимости невидимых планет неумолимо сокращается. И вот уже Нептун переместился на вечернее небо, Уран пока держится, как может. Положение спасает продолжительность тёмного времени суток. Самые длинные в году ночи. 21 декабря, как уже было нами замечено, зимнее солнцестояние. Более продолжительных ночей уже не предвидится. Ловите момент! Слово осталось за земной атмосферой.

Информация об условиях видимости планет собрана в таблице. Под высотой над горизонтом понимается максимально возможная высота при условии, что Солнце из-за горизонта уже не покажется или ещё не показалось.

Таблица. Условия видимости  планет 28 декабря 2017 г. Восход Солнца в Москве в 9.09, заход в 15.57.
2017-12-21_15-13-56.png
Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям. На этот раз в сети нашей декады попала первая четверть. Приходится она на 26 декабря. Луна в этой фазе появляется на небе задолго до восхода Солнца на ещё светлом вечернем небе. С наступлением темноты она постепенно опускается к горизонту. В её власти только первая половина ночи. 24 декабря в 1,3° к югу от Луны окажется Нептун, а 27 декабря Луна сблизится на 4,3° с Ураном

Если кто будет гулять непосредственно накануне Нового года — не забудьте посмотреть на небо! Должно же когда-нибудь проясниться! Если получится отыскать Луну, результат не оставит вас равнодушными! Незабываемое зрелище: Луна в гуще Гиад! 31 декабря, в последнее утро революционного семнадцатого года будет покрытие белоликой Луной красного Альдебарана. В 4 часа 17 минут она накроет его своим тяжёлым телом. В 5.19 по московскому времени Альдебаран выйдет из-под Луны. Лучше проверить времена самостоятельно, имея под рукой секундомер и надёжный устойчивый оптический инструмент. Заодно проверить, как будет проходить явление в других географических регионах. Наблюдения покрытий звёзд Луной не только интересны и увлекательны, но и имеют ценность. Знать бы, куда в наше беспокойное время сообщать о результатах! В советское время была организована целая сеть по наблюдению покрытий звёзд Луной.

Осталось сказать о метеорах. Из метеорных потоков под занавес уходящего года в Малой медведице нам следует ожидать Урсиды. От слова Ursa — медведица. Активность Урсид продолжается с 17 по 26 декабря, а максимум попадает на самый конец этого периода. 26 декабря должно прилететь самое большое число метеоров медвежьего потока. Это не совсем хорошо, так как Луна в это время уже достаточно яркая. Впрочем, гораздо хуже свет современных ярких городских фонарей.

Следите за нашими выпусками и читайте «Науку и жизнь»!

С наступающим Новым 2018 годом!
Удачных наблюдений!