Научные знания – в массы
Россия и Белоруссия объединяют усилия по распространению научных знаний.
Слабое освещение научных исследований и разработок грозит нам не только падением авторитета ученых, засильем лженауки, но и исчезновением самой науки. Об этом говорили ученые и журналисты, собравшиеся на российско-белорусском семинаре в Минске, организованном при поддержке Министерства информации Республики Беларусь, бюро ЮНЕСКО в Москве, Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО, которые единодушно отмечали постепенное исчезновение пропаганды и популяризации научных знаний.
Основную причину сложившейся ситуации в области продвижения научных знаний представители российских СМИ видят в отсутствии четкой государственной политики в этой области. Между тем, заявленная Российской Федерацией задача построения инновационного общества не может быть решена без формирования положительного имиджа науки. Государственная поддержка популяризации научной деятельности в России, возможно, появится лишь в 2009 году в рамках готовящегося Минобрнауки РФ проекта Федерально-целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры». Хотя уже сегодня в выступлениях целого ряда депутатов Госдумы РФ звучит упрек, что научная деятельность в РФ «в отдельных случаях является закрытой для гражданского общества».
Государственная программа инновационного развития республики Беларусь, принятая на 2007-2010 гг., включает в себя и программу информационного обеспечения.
Заместитель директора по научной работе Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы Анатолий Сутурин рассказал о некоторых формах распространения научной информации через сайт института (http://belisa.org.by) – это новости науки и технологий, материалы конференций, рефераты научных отчетов, материалы по организации научно-технической деятельности республики Беларусь и др. Все они находятся в открытом доступе.
Директор института физики им. Б.И. Степанова Национальной академии наук Беларуси (НАН Беларуси) доктор физ-мат. наук Владимир Кабанов высказал мнение, что проблема распространения научных знаний связана не только со СМИ, но и с образованием, качество которого падает, «что аукнется через 15-20 лет».
Высказывались мнения, что ученые должны проявлять инициативу в распространении результатов своей деятельности, а журналисты, освещающие вопросы науки, – компетентность и ответственность.
Участники семинара – ученые и журналисты – сошлись во мнении, что только грамотное информационное обеспечение научной деятельности способно оказать существенное влияние на формирование у общества научного мировоззрения. Успех популяризации научных знаний возможен при условии уважительного сотрудничества ученых и журналистов и государственной поддержки.