Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Прохладное отношение к Арктике

Российское Заполярье постепенно превращается в край, забытый богом и людьми. К такому выводу пришли участники полярной экспедиции на вездеходах, организованной экспедиционным центром «Арктика» http://www.ec-arctic.ru в апреле – мае 2007 года.

Об этом 14 июня на Пресс-конференции в ИТАР-ТАСС журналистам рассказал известный полярный путешественник, руководитель экспедиции Владимир Чуков.

Маршрут экспедиции лежал в западном секторе Арктики, хотя изначально планировалось идти через Северный полюс к берегам Канады. Однако планы пришлось скорректировать. Оказалось, что единственный сохранившийся в  этом секторе Арктики аэродром на острове Средний (архипелаг Северная Земля) по техническим причинам не смог принять самолет с вездеходами на борту.

Экспедиция стартовала от Ухты на север через русла рек Печора и Индига к берегам Северного Ледовитого океана. Полярники прошли более 1000 км по кромке Баренцева моря и достигли остова Вайгач. Здесь, в проливе Югорский Шар почти 100 лет назад, в 1913 году, была открыта одна из первых русских полярных станций. До наших дней сохранились остатки основательных каменных дореволюционных построек и остов громадной 80-ти метровой радиомачты, с помощью которой впервые в Арктике была налажена регулярная передача метеосводок на Большую Землю.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Когда-то, в советские времена, в Арктике функционировало более сотни полярных станций. Сейчас же осталось около десятка таких «полярок», скудно технически и материально оснащенных. На брошенных станциях ржавеет техника, порой даже не распакованная. Почти век присутствия России в Заполярье сегодня практически не ощущается, кажется, что процесс освоения Арктики еще только должен начаться.

От знаменитого, описанного Нансеном, оленеводческого села Хабарово остались лишь руины и колючая проволока. Когда-то здесь был открыт один из первых советских концлагерей для политзаключенных.

В городе Амдерма, где 1980-е годы каждые 15 минут садился самолет, весь аэродром обслуживают несколько человек, совмещающих все функции аэропортовских служащих. А ведь в Амдерме работали метеорологи, научные организации, базировалась авиация и ПВО. Сейчас этого нет и в помине – все полностью разрушено.

Около берегов Печорской губы полярники обнаружили севший на мель, вмороженный в лед, частично распиленный и сожженный сухогруз «Севастополь» американской постройки времен войны. Чем ближе экспедиция подходила к зонам нефтедобычи и газовых месторождений, тем больше встречали промышленного хлама. Нефтяные и газовые компании проблему утилизации отходов решают просто – куски бетонных конструкций, металлолом и прочий мусор выталкивается бульдозерами прямо на лед. Летом эта льдина отрывается от берега и пускается в плавание по водам Арктики, чтобы затонуть, где придется.

На будущий год экспедиция выйдет на намеченный маршрут до берегов Канады через Северный полюс – вездеходы показали себя надежными машинами, способными преодолевать ледяные торосы, не застревать в снежной хляби и даже плавать в открытом море. Кстати, вездеходы на шинах низкого давления вполне могут быть использованы в качестве одного из видов транспортных средств, поддерживающих и воссоздающих практически разрушенную арктическую инфраструктуру.

Хотелось бы, чтобы подобные экспедиции растопили лед более чем прохладного отношения к землям, когда-то освоенным нашими, не очень дальними предками.

Автор: Ольга Белоконева

Источник: www.nkj.ru