Дамбы, дороги и порты приходят вместе с чужаками

Строительный бум в акватории Финского залива необратимо меняет живой мир региона.

Серьезные экологические проблемы в акватории Финского залива начались после того, как эстуарий реки Нева (восточная часть Финского залива) стал территорией развития крупнейших в России инвестиционных проектов, первым из которых стало строительство дамбы комплекса защитных сооружений г. Ленинграда от наводнений, соединяющей южный и северный берега Финского залива. Об этом говорил на недавнем заседании Президиума РАН академик Александр Алимов из Зоологического института РАН (Санкт-Петербург). Другой крупный инвестиционный проект региона – строительство нефтеналивных терминалов и портов. За последние 6 лет построены и пущены в эксплуатацию два крупнейших в Европе нефтеналивных терминала в Выборгском заливе и сухогрузный порт в Усть-Луге, планируется строительство еще трех терминалов. Как следствие, к 2004 году увеличился объем перевозимой нефти по акватории восточной части Финского залива примерно до половины общего объема транспортировки нефти в Финском заливе, а уже в 2010 г. по оценкам независимых финских экспертов он будет составлять не менее 2/3.

Кроме того, заканчивается подготовка к строительству «Северного потока» (Nord Stream) – магистрального газопровода по дну Балтийского моря от Выборга (Россия) до Германии, протяженность которого составит 1200 км. Он будет доставлять в Западную Европу 55 мрд.м3 природного газа в год.

Третье направление инвестиционной деятельности – реконструкция морского фасада Санкт-Петербурга, в том числе создание современного морского пассажирского порта в Санкт-Петербурге с пропускной способностью 1,2 млн. пассажиров в год, строительство многофункционального комплекса жилищного и делового назначения в юго-западной части Санкт-Петербурга общей площадью более 1 млн. м2 .

Наука и жизнь // Иллюстрации

Кроме того начато строительство «Западного скоростного диаметра» – скоростной магистрали длиной 46.6 км, которая будет частично проходить по акватории Невской губы и включать 19 развязок и 3 моста высотой 55 м.

Все эти проекты непосредственно касаются акватории Финского залива, так как предполагают намыв новых территорий, прокладку фарватеров, многократное увеличение транспортной нагрузки.

Исследования Зоологического института показали, что значительное увеличение числа танкеров и других судов, заходящих в восточную часть Финского залива, приводит к заносу чужеродных видов организмов, многие из которых наносят вред его экосистеме. Кроме того, строительство новых портов вызывает ухудшение качество воды. Например, ученые обнаружили, что строительство нефтеналивных терминалов в Выборгском заливе привело к тому, что за 8 лет летние концентрации водорослей в воде возросли в 4 раза Наблюдается интенсивное цветение токсичных видов цианобактерий. В прибрежной части акватории бурно развиваются нитчатые водоросли, продукция которых достигает до 20-30 тонн в месяц на 1 гектар прибрежной зоны. После отмирания нитчатых водорослей их разложение приводит к массовому загрязнению прибрежной зоны Финского залива и пляжей Санкт-Петербурга. Образующийся при этом дефицит кислорода приводит к многократному уменьшению плотности аборигенных видов животных и процветанию чужеродных видов организмов, менее чувствительных к низкому содержанию кислорода.

Из восточной части Финского залива, которая уже стала своего рода накопителем и инкубатором чужеродных видов организмов, они проникают в остальные регионы России, а также в обратном направлении: из России в страны Западной Европы и Северной Америки. Кроме того, массовое развитие токсичных цианобактерий и нитчатых водорослей приводит к неблагоприятной для здоровья человека санитарной обстановке в Курортной зоне Санкт-Петербурга.

Исследователи Зоологического института отмечают, что усиление антропогенного воздействия происходит на фоне неблагоприятных климатических изменений. Так, в последние 10 лет в Балтийском регионе наблюдается снижение интенсивности летней атмосферной циркуляции. Как следствие, в относительно засушливые 1996 и 2003 годы наблюдались мощные затоки глубинных соленых вод из центральной Балтики в восточную часть Финского залива, которые стимулируют развитие токсичных видов цианобактерий и приводят к разрушению сообществ донных организмов в западной части Невского эстуария, что также облегчает проникновение чужеродных видов организмов. Снижение стока Невы привело к резкому уменьшению биомассы донных животных, самоочистительной способности экосистемы Невской губы и ухудшению качества воды в восточной части Финского залива.

По мнению академика Алимова проникновение в регион чужеродных видов организмов потенциально может оказать отрицательное влияние на растительный и животный мир России в целом. При этом он отметил, что многие аспекты, причины и механизмы происходящих изменений остаются неисследованными. В связи с этим необходимо разработать специальную программу мониторинга и прогнозирования происходящих экологических изменений в прибрежных и открытых водах Невского эстуария.

В заключение обсуждения представленного академиком Александром Алимовым доклада президент РАН, академик Юрий Осипов сказал: «Программа изучения биоразнообразия финансируется плохо, а ведь эта тема не менее важна, чем нанотехнологии».

Автор: www.nkj.ru


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее