Спасительные инъекции

Американские исследователи получили новые обнадеживающие результаты по использованию стволовых клеток для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.

В Медицинском центре Святой Елизаветы (Caritas St. Elizabeth’s Medical Center, Бостон, США) успешно завершена I фаза исследования внутрисердечных инъекций стволовых клеток костного мозга для лечения ишемической болезни сердца.

Исследование, в котором приняли участие 24 пациента с тяжелой стенокардией, продолжалось 12 месяцев и дало обнадеживающие результаты. Стволовые клетки костного мозга вводили с помощью катетера непосредственно в миокард пациентов. В процессе лечения не было отмечено побочных эффектов, а также не наблюдались случаи прогрессирования ишемической болезни и развития инфаркта миокарда. Теперь, после того как показана безопасность метода лечения, ученые смогут перейти ко II фазе исследования с привлечением большего числа пациентов, призванной подтвердить эффективность метода.

Одновременно специалисты Университета Беркли (Калифорния, США) установили, что механическое растяжение мезенхимальных стволовых клеток костного мозга (МСК) при их культивировании in vitro (вне живого организма) направляет их дифференцировку в сторону роста ткани кровеносных сосудов.

Исследователи поместили культуру стволовых клеток на силиконовую мембрану, которая с частотой 1 раз в секунду подвергалась растяжению. В результате МСК вызывали рост клеток гладкой мускулатуры сосудов. Подтверждением этого явилось увеличение уровня белка кальпонина 1 – генетического маркера клеток гладкой мускулатуры.

Открытие ученых из Университета Беркли показало важность воздействия механических сил при дифференцировке стволовых клеток и возможность выращивания из них кровеносных сосудов.

Автор: "Наука и жизнь"