Мамонты: и стол, и дом

Древние люди поедали трупы мамонтов, а из костей погибших животных строили себе жилища.

К такой версии все более склоняются ученые, опираясь на анализ многолетних изысканий.

Спор о том, добывали ли первобытные люди мясо мамонта охотой или поедали в основном погибших и замерзших животных, ведется уже на протяжении ста лет. Сторонники гипотезы употребления в пищу умерших животных ставят вопрос, как первобытный человек мог добыть такое количество гигантских животных, используя примитивные орудия охоты?

Однако гипотеза использования в пищу погибших животных была категорически отвергнута археологами-марксистами.

На недавно состоявшемся международном симпозиуме в Ростове-на-Дону А. Чубур из Брянского государственного университета представил обзор данных, которые красноречиво указывают на правоту сторонников версии эксплуатации мамонтовых кладбищ палеолитическим человеком. Первое упоминаемое им открытие – находка в 1947 году К. Поликарповичем в местечке Юдиново следов костно-земляного жилища человека, на сооружение которого пошли останки 30 мамонтов. Именно это сенсационное открытие потребовало отказа от представлений, что все мамонты на стоянках палеолита были съедены. Очевидно, что часть костного материала могла быть результатом собирательства. Позже были открыты природные мамонтовые кладбища, выявлены зоны их концентрации и установлено, что часть стоянок первобытного человека размещалась как раз на территории или вблизи мамонтовых кладбищ.

Мамонтовые кладбища, формировавшиеся между расширениями и сужениями речных долин, давали обитателям их окрестностей не только строительный материал, но и поделочное сырье и пищу (мерзлые части туш). По мнению А. Чубура, именно благодаря этому обстоятельству человек эпохи палеолита мог вести оседлый образ жизни. Эти же участки долин были привлекательны и для обитания мамонтов, что создавало человеку полноценную базу охотничьей экономики.

Исследователи уверены, что мамонтовые кладбища особенно интенсивно формировались в периоды массовой гибели животных. Такая гибель была наиболее вероятна во время гигантских половодий, которые были компонентом эпохи экстремальных затоплений (Потопа), последовавшей в результате таяния ледникового щита и вечной мерзлоты на огромных евразийских пространствах. Пик Потопа пришелся на период 16-13 тысяч лет назад – эпоху расцвета костно-земляной архитектуры в центре Русской равнины. В этот исторический период на сооружение дома для одной семьи использовались останки 14-30 мамонтов, и таких домов на поселении было 2-4 и более. Строились из останков животных не только дома, но и другие сооружения. Об этом говорят находки «ветровых заслонов» из костей мамонта, которые предназначались для защиты жилищ от «поддувания ветром и сточных вод».

Около 13 тысяч лет назад, с наступлением конца активной фазы Потопа, поселения с жилищами из костей мамонта исчезают, т.к. источник стройматериалов – мамонтовые кладбища – перестал активно пополняться.

А. Чубур считает, что решающим фактором самого вымирания мамонтов оказалось разрушение привычных для них ландшафтов и резкое уменьшение объема кормов из-за экстремальных затоплений. Мамонты центра Русской равнины вымерли, и людям пришлось менять систему хозяйства. Именно в это время резко снизилась оседлость населения.