Космические сюрпризы

В космосе наноструктуры образуются без вмешательства человека.

Исследования материалов, поработавших на орбитальных станциях «Салют» и «Мир» в течение длительного времени – до 1500 суток, показали, что за это время их поверхность изменилась: на ней появился слой конденсированного наноструктурного вещества. Ученые из Всероссийского НИИ авиационных материалов и ГПНЦ им. М.В. Хруничева обнаружили конденсированную пленку на различных материалах – алюминиевой фольге, полимерных композитах, неорганическом стекле.

Состав и структура пленки зависят от материала. На лицевой поверхности углепластиков присутствует пленка тонковолокнистой наноструктуры, а на углепластиковой обшивке с алюминиевой фольгой в трехслойных сотовых конструкциях обнаружен конденсированный налет в виде округлых областей. Многослойная пленка, образовавшаяся на поверхностях защитного стекла марки К-208 фотоэлектрических преобразователей сегментов солнечной батареи, включает наночастицы различной формы – округлой, конической, анизотропной – размером 0.1 – 10 мкм. Сами наночастицы состоят в основном из атомов кремния.

Исследователи предложили несколько различных механизмов образования наноструктурного конденсата, но пока не отдали предпочтения ни одному из них .