Гнев глаза застит

Психологи обнаружили, что нарушение общения между подростками напрямую связано с их неспособностью понять эмоциональное состояние другого.

Исследователи с психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова провели сравнительное изучение чувствительности подростков к эмоциональному состоянию другого человека. Дело в том, что согласно современным воззрениям, восприятие эмоций собеседника играет ключевую роль при общении. Более того, именно этот процесс необходим при оценке, как надо воздействовать на другого.

Психологи предположили, что подростки, которые испытывают трудности в общении, могут иначе чувствовать эмоциональное состояние партнера, чем подростки, не имеющие подобных проблем. Двум группам испытуемых: с поведенческими нарушениями (45 человек) и нормальным поведением (40 человек) – были предложены тесты, позволяющие определить порог различения эмоций. Подросткам показывали серии картинок с изображением человека в разных эмоциональных состояниях .

Испытуемым предлагали разложить картинки в последовательности, изображающей плавный переход одного состояния в другое или ранжировать картинки в зависимости от степени выраженности эмоций на лице .

Эксперименты показали, что предположения психологов верны. У подростков с психопатоподобным синдромом порог распознавания эмоциональных изменений в выражении лица оказался выше по сравнению с нормой. Причем наиболее сильно это было заметно у мальчиков. Одновременно психологи выяснили, что чем более агрессивен, подозрителен или обидчив подросток, тем более он «глух» к чужим эмоциям.

Интересно, что коллеги психологов из МГУ – исследователи с факультета психологического консультирования МГППУ – практически выполнили обратную задачу. В ходе своих экспериментов они обнаружили, что после проведения с младшими школьниками коррекционных занятий, направленных на распознавание и дифференциацию эмоций, у всех участников занятий снизился уровень готовности к агрессии. Более того, испытуемые стали лучше осознавать свой гнев и контролировать его.

Словом, пойми ближнего и стань лучше сам.

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее