Квантовые точки для окрашивания волос

Египтяне использовали нанотехнологии четыре тысячелетия назад.

Древние египтяне и греки получали нанокристаллы, которые они использовали для придания «радикального черного цвета» волосам. Это обнаружили ученые из Центра исследования и реставрации музеев Франции в Париже, изучавшие древние рецепты чернения шевелюры. Оказалось, что процедура, описанная в исторических документах, включает получение наночастиц черного сульфида свинца, которые образуются в белковом матриксе волоса.

Исследователи утверждают, что эти частицы размером около 5 нм совершенно идентичны частицам сульфида свинца, синтезируемым современными методами. Более того, использовавшийся древними египтянами метод окрашивания позволяет получить стойкий и длительный эффект из-за глубокого проникновения наночастиц в волос без изменения их механических свойств. Благодаря этому древний способ окрашивания привлекателен и сегодня, несмотря на токсичность свинцовой основы соединения. Некоторые современные красители содержат ацетат свинца, из которого уже в волосе образуется сульфид свинца.

Рецепт получения «свинцового» красителя волос прост. Оксид свинца смешивают с гидроксидом кальция (гашеной известью) и водой до получения пасты, которая затем втирается в волосы. Реакция между ионами свинца и серой, содержащейся в белковых молекулах – кератине волоса, приводит к образованию сульфида свинца. Щелочь же необходима для высвобождения серы из цистеина – аминокислоты, которая входит в состав белка.

Французские ученые перекрасили этим методом в черный цвет блондина и затем определили распределение свинца в поперечном срезе его волоса с помощью рентгеновского флуоресцентного спектроскопа. Исследование показало, что свинец присутствовал по всему сечению волоса. Дополнительно рентгеновская картинка дала доказательство присутствия частиц сульфида свинца, диаметр которых составляет всего 4,8 нм. Причем расположение этих частиц жестко и высоко организовано, к чему обычно стремятся при современном наносинтезе.

Так что древние мастеровые более четырех тысяч лет назад, сами того не зная, изготавливали нанокристаллы сульфида свинца – полупроводниковые квантовые точки. Правда цели их изготовления были далеки от нынешних, теперь эти наночастицы интересны для производства светоизлучающих приборов в качестве компонент фотонных цепей и памяти.

Автор: "Наука и жизнь"