Цена излечения от болезни Паркинсона пока очень высока

Попытка побороть болезнь Паркинсона с помощью стволовых клеток привела к противоречивым результатам.

Исследовательская группа из медицинского колледжа Корнельского университета (США, Нью-Йорк), используя эмбриональные стволовые клетки, добилась практически полного исчезновения симптомов болезни Паркинсона у лабораторных крыс, однако, как оказалось, такая терапия может приводить к развитию раковых опухолей.

Напомним, что суть болезни Паркинсона – гибель нейронов, производящих важный нейромедиатор дофамин, что приводит к нарушению равновесия и движения, а в конечном счете – к смерти. До сих пор болезнь Паркинсона лечат простым замещением дофамина, что лишь оттягивает развитие тяжелых симптомов заболевания.

Использование эмбриональных стволовых клеток для формирования в мозгу больного новых «дофаминовых» нейронов, как считают ученые, позволит радикально решить проблему. Однако до сих не удавалось получить достаточное количество «правильных» клеток. Дело в том, что существуют несколько видов «дофаминовых» нейронов, и только некоторые из них способны, производить работу. И вот научная группа из Корнельского университета нашла способ получать нужные нейроны. Они взяли человеческие эмбриональные ткани среднего мозга, в которых производятся дофаминовые клетки, и экстрагировали из них так называемые глиальные клетки, чья функция – регулировать рост нейронов. Затем в среде, богатой этими глиальными клетками, ученые и культивировали стволовые клетки, т.е. имитировали среду, в которой развивается мозг. И сразу существенно повысили эффективность генерации нужных дофаминовых нейронов.

После того, как выращенные нейроны были трансплантированы в мозг крыс с симптомами болезни Паркинсона, животные практически полностью выздоровели.

Однако о победе над мучительной и смертельной болезнью, как оказалось, говорить еще рано. В каждом трансплантанте из стволовых клеток содержатся недифференцированные клетки, которые не стали нейронами. Эти клетки делятся и, в конечном счете, могут превратиться в опухоль. Чтобы избежать столь опасных побочных эффектов, надо научиться рассортировывать клетки, и те из них, которые дифференцировались (в будущие нейроны), изолировать. Сейчас исследователи из Корнельского университета работают над этой проблемой.

По мнению экспертов, клинические испытания терапии болезни Паркинсона с использованием эмбриональных стволовых клеток, могут начаться не ранее, чем через несколько лет.

Автор: "Наука и жизнь"