Бактерии ожирения портят иммунитет

…тем самым помогая выжить злокачественным клеткам.

Мы часто слышим, что кишечные бактерии помогают бороться с онкологическими заболеваниями, либо непосредственно стимулируя противораковые свойства иммунитета, либо повышая эффективность разных видов терапии. Но есть и обратные примеры: например, совсем недавно мы писали о микробах ротовой полости, которые, пробираясь в желудок и кишечник, могут провоцировать в них возникновение и рост злокачественных опухолей.

Цзевэнь Чэнь (Jiewen Chen) и её коллеги из Университета Сунь Ятсена пишут в PNAS про ещё одних бактерий, которые повышают вероятность злокачественных опухолей. Это микробы рода Desulfovibrio, которых в кишечнике становится особенно много из-за жирной диеты. Медицинская статистика говорит о том, что между избыточным весом и некоторыми видами рака есть связь. В то же время нельзя забывать, что избыточный вес есть результат неправильного питания. Опять же, давно известно, что питание влияет на кишечную микрофлору, а изменения микрофлоры сказываются на обмене веществ. Но любые статистические взаимосвязи нужно подкреплять молекулярно-биохимическими подробностями, то есть нужно узнать, какие именно из бактерий избыточного веса повышают вероятность рака, какие вещества они выделяют, на что действуют и т. д.

Исследователи анализировали микрофлору у нескольких десятков пациенток с раком груди. Образцы брали до начала лечения, и оказалось, что у тех, у кого есть и опухоль, и избыточный вес, в кишечнике особенно много вышеупомянутых Desulfovibrio. Опыты на мышах показали, что эти микробы действительно любят жирную пищу. И когда Desulfovibrio становилось много, в иммунной системе одновременно повышалось число так называемых миелоидных супрессорных клеток (MDSC, myeloid-derived suppressor cell). Слово «миелоидные» означает, что они появляются из стволовых клеток костного мозга. Большое количество MDSC – признак патологии: это значит, что процессы кроветворения пошли куда-то не туда. MDSC взаимодействуют с обычными иммунными клетками (макрофагами, Т-лимфоцитами и др.), подавляя (супрессируя) их активность. Одна из задач иммунитета – своевременное истребление раковых клеток, однако из-за MDSC иммунитет с этой задачей будет справляться хуже. Также в крови у мышей на жирной диете обнаружилось много аминокислоты лейцина. Когда от Desulfovibrio целенаправленно избавились антибиотиком, уровень лейцина упал, и количество MDSC вернулось к обычному состоянию.

У пациенток с раком груди и избыточным весом лейцина в крови тоже было много – более чем в 24 раза выше, чем у тех, чей вес был в норме. Супрессорных иммунных клеток у них тоже было больше, а клинический прогноз был хуже, то есть жили они на несколько лет меньше, чем онкобольные с той же опухолью, но без избыточного веса. Лейцин выделяют разные кишечные бактерии, и Desulfovibrio, очевидно, в их числе. Из полученных результатов можно сделать вывод, что Desulfovibrio и их лейцин снижают противораковую активность иммунной системы, повышая уровень супрессорных клеток MDSC. Самих же Desulfovibrio становится много, когда с пищей в кишечник поступает много «жирных» калорий. Это не значит, что жирная еда и бактерии Desulfovibrio могут стать причиной рака груди – та же опухоль возникает и у людей с обычным весом и без избытка Desulfovibrio в микрофлоре; и в целом микрофлора довольно разнообразна и зависит как от географии, так и от конкретной диеты. Однако Desulfovibrio и лейцин могут повысить вероятность рака (по крайней мере, этой его разновидности) и осложнить лечение, так что, вероятно, имеет смысл следить за ними у онкобольных.

Лейцин не первый раз привлекает внимание исследователей, занимающихся обменом веществ и избыточным весом. Так, несколько лет назад мы писали о том, что снижение доли трёх аминокислот в диете, среди которых есть и лейцин, нормализует обмен веществ и помогает прожить дольше. Правда, в тех экспериментах снижение лейцина в еде помогало прожить дольше только самцам.