Сибирские охотники-собиратели строили защитные укрепления

На реке Амне нашли охотничье поселение возрастом около восьми тысяч лет с защитной насыпью и частоколом.

Считается, что укреплённые поселения появились у людей вместе с земледелием. Укреплённое поселение – это не обязательно город за каменной стеной: у вас есть скопление жилищ, обнесённое земляной насыпью с палисадом и, например, вырытой рядом с насыпью более или менее глубокой канавой, которая играет роль крепостного рва. Если не вдаваться в тонкости, то интуитивно понятно, почему появление укреплений связывают с появлением земледелия: вы привязаны к земле, которую вы обрабатываете, с этой земли у вас появляются излишки еды, и у кого-то может возникнуть искушение отобрать их у вас. Если же вы охотник-собиратель, то даже если вы живёте относительно большим коллективом и каждый раз возвращаетесь с охоты на отдых на одно и то же место, особых укреплений вам не нужно: всё, что вы добыли, вы быстро съедите.

Вид на излучину Амни, рядом с которой обнаружили поселение древних охотников. (Фото: Henny Piezonka et al., Antiquity , Volume 97 , Issue 396 , December 2023)

В последнее время, однако, появляются свидетельства в пользу того, что и охотники-собиратели укрепляли свои поселения. Есть данные, что так поступали жители морских побережий Корейского полуострова, Японского архипелага, Скандинавии и северо-запада Северной Америки. На днях в журнале Antiquity вышла статья исследователей из Свободного университета Берлина, Института истории и археологии Уральского отделения РАН, Уральского федерального университета и Кильского университета, в которой описывается древнее поселение рядом с сибирской рекой Амня. Это было несколько домов внутри довольно высокой земляной насыпи с частоколом. Радиоуглеродный анализ показал, что поселению восемь тысяч лет. Сельское хозяйство сюда ещё не добралось, и местные люди кормились тем, что добудут на охоте или соберут в тайге.

Однако добыть и собрать можно было много всего, и не просто добыть, но и запасти впрок. Нерестящуюся рыбу можно коптить и сушить, и даже если после нереста её станет сравнительно немного, запас всё равно будет. То же самое касается перелётных водоплавающих птиц (не зря же поселение стояло на реке). Точно так же можно заготавливать мясо оленей и лосей. На поселении нашли много глиняной посуды, в которой можно было хранить еду. И среди домов были такие, которые, скорее всего, были складами для еды. Эти дома, как и остатки палисада, явно не один раз горели, и пожары, скорее всего, были связаны не только с неосторожностью обитателей поселения, но и с нападениями.

В связи с земледелием ещё обычно говорят про усложняющуюся социальную структуру, или, иначе говоря, про появление социальных статусов и иерархий. Различия в статусах видны по тому, кто как жил и кого как хоронили. В поселении на Амне некоторые дома были вынесены за защитную насыпь – в них предположительно жили те, кто не мог похвалиться высоким положением в обществе.

В целом новые данные лишний раз говорят о том, что не стоит древних охотников-собирателей воспринимать детьми природы, живущими в единении с окружающей средой и без социальных забот. Собственность и связанные с ней особенности социального устройства вряд ли так уж жёстко привязаны к появлению сельского хозяйства; вполне возможно, что представления о собственности и социальной иерархии появились у людей тогда же, когда появились сами люди.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее