Вероятность болезни Альцгеймера падает у вакцинированных

У пожилых людей, привитых против некоторых вирусных и бактериальных заболеваний, болезнь Альцгеймера начинается реже.

Год назад сотрудники Медицинского центра Техасского университета опубликовали в Journal of Alzheimer's Disease статью, в которой писали, что у людей старше 65 лет, которые сделали себе как минимум одну прививку от гриппа, вероятность болезни Альцгеймера на 40% ниже. Эти проценты посчитали, проанализировав медицинские данные без малого двух миллионов человек.

В новой статье в том же Journal of Alzheimer's Disease исследователи пишут про ещё три вакцины. Это комплексная вакцина против столбняка, дифтерии и коклюша (Tdap), которую могут использовать в варианте без коклюша (Td), вакцина против опоясывающего лишая и вакцина против пневмококков. Опоясывающий лишай, или опоясывающий герпес, вызывает вирус ветряной оспы, который в пожилом возрасте проявляется сыпью, повышенной температурой, весьма ощутимой невралгической болью, иногда вплоть до поражения нервов, глухоты, параличом некоторых мышц и т. д.; всё это может случиться даже у тех, кто в юности переболел обычной ветрянкой. Пневмококковые бактерии вызывают целый спектр заболеваний, от менингита и ушных воспалений до пневмонии и сепсиса; столбняк, дифтерию и коклюш, вероятно, представлять не надо.

В исследовании анализировали данные людей не моложе 65 лет, у которых в течение двух лет перед прививкой не было никаких признаков болезни Альцгеймера или какой-то другой деменции. Их сравнивали с ровесниками, с которыми они совпадали по медицинским показателям, но которые никаких прививок не делали. Данные охватывали восемь лет, то есть, грубо говоря, у человека 65 лет проверяли, не появилось ли у него признаков «альцгеймера в течение восьми лет после прививки, сравнивая его с таким же шестидесятипятилетним человеком, который прививки не делал. То же самое проделывали для тех, кому было 65 лет и месяц, 65 и два месяца, и т. д. — для всех возрастных групп, у кого можно было отследить восьмилетний период. Оказалось, что у людей с прививкой Tdap/Td вероятность болезни Альцгеймера ниже на 30%, чем у тех, кто ею не прививался; у тех, кто привился против опоясывающего лишая, она ниже на 25%; а у тех, кто прививался против пневмококков — на 27%.

Как именно связаны вакцины и болезнь Альцгеймера, ещё предстоит выяснить, и пока что лучше говорить не о том, что вакцины её сдерживают, а о том, что её вероятность у вакцинированных людей уменьшается. Однако предположить тут кое-что можно, и свои предположения исследователи описывают в ещё одной статье, опубликованной в Human Vaccines and Immunotherapeutics. Обычно в связи с болезнью Альцгеймера мы слышим про знаменитые токсичные белковые комплексы, которые формируются как внутри нервных клеток, так и в межклеточном пространстве. Но накопление таких комплексов тоже ведь с чего-то начинается. Сейчас всё чаще говорят о том, что болезнь Альцгеймера отчасти берёт начало из иммунной системы. Иммунные клетки должны своевременно очищать ткани от разного молекулярного мусора, и мозг тут не исключение. Но в системе иммунных сигналов могут случиться аномалии, которые заставляют клетки-уборщики забыть о своих обязанностях. Аномалией может быть пресловутое воспаление, которое никак не может закончиться, отвлекая иммунные клетки мозга от поглощения токсичных белков. Или же иммунная система просто из-за возраста уже не может уследить за всем. Сама инфекция, пусть даже не очень сильная, может спровоцировать накопление молекулярного мусора. Вакцина же за счёт того, что помогает избавиться от настоящей инфекции до того, как она себя проявит, или же за счёт того, что она просто стимулирует иммунную систему, делает мозг более устойчивым к «альцгеймеру».

Кстати, против болезни Альцгеймера в последнее время начинают использовать терапевтические антитела, которые связываются с токсичными белками, тем самым уменьшая их содержание в мозге. По словам авторов работы, три новых вида таких антител задерживают развитие болезни на 25%, 27% и 35% — цифры, схожие с вакцинными, с той разницей, что антитела начинают вводить, когда болезнь уже явно началась. С одной стороны, эти данные — отчасти аргумент в пользу иммунных методов лечения. С другой стороны, наводит на мысль, что вместо новейших и во многом ещё экспериментальных антител, которые к тому же часто вызывают ощутимые побочные эффекты, можно с тем же успехом использовать старые добрые вакцины, чьи «побочки» и случаются реже, и лучше изучены.