Альцгеймерический ген помогает в размножении

Индейские женщины с двумя копиями альцгеймерического гена рожают в среднем на двух детей больше.

У многих болезней есть генетические причины. И речь не о том, что где-то в наших клетках вдруг возникли мутации, из-за которых испортились важные гены, и клетки из здоровых стали злокачественными. Речь о том, что среди людей из поколения в поколение передаются определённые гены (точнее, варианты генов), которые повышают вероятность какого-нибудь заболевания.

Например, в связи с болезнью Альцгеймера мы часто слышим про APOE4 — вариант гена APOE. Он кодирует аполипопротеин Е — один из белков, которые переносят липиды от клетки к клетке, от ткани к ткани. У APOE есть три основных варианта, один из них обозначается цифрой 4. У тех, кому достался вариант с цифрой 4, выше вероятность болезни Альцгеймера. Почему аполипопротеин вообще имеет отношение к «альцгеймеру», до конца непонятно, хотя в последнее время тут кое-что стало проясняться.

В таких случаях на ум может прийти вопрос из области эволюции. На любой ген действует естественный отбор. Если ген, условно говоря, плохой, естественный отбор его вычистит из популяции — то есть с каждым поколением в популяции будет всё меньше особей, у которых есть этот вариант гена. Почему тогда APOE4 до сих пор с нами? Может быть, отбор его просто ещё не успел изгнать из людей, а может быть, у APOE4 есть какой-то полезный эффект, который компенсирует его «альцгеймеричность». Вообще говоря, в естественном отборе пропадают не просто плохие гены, а те, которые уменьшают репродуктивный успех — то есть, грубо говоря, не дают размножаться. И наоборот, хороший ген — это в первую очередь тот, с которым у тебя больше шансов оставить как можно больше потомства.

APOE4 действительно помогает оставить больше потомства. Женщины южноамериканского народа чимане с двумя копиями APOE4 рожают за жизнь в среднем на два ребёнка больше, чем остальные — об этом в статье в Science Advances пишут сотрудники научных центров США, Боливии, Германии и Франции. Они не сразу пришли к чимане, всё началось несколько лет назад с исследований животных и детей. Тогда выяснилось, что и мыши, и дети с APOE4 более устойчивы к различным паразитам и потому быстрее растут. Тогда же появилась идея проверить влияние APOE4 на плодовитость, но проверяли его на современных городских жителях, и никакой связи не увидели. Но такой результат можно было ожидать: современные горожане вообще реже страдают от паразитарных инфекций, а число детей в большей степени зависит от разнообразных «средств планирования семьи».

Но есть на земле народы, которых цивилизация почти не коснулась. Индейцы чимане — одни из них: они до сих пор ведут вполне натуральный образ жизни, добывая пропитание охотой и рыбалкой и выращивая рис и бананы. К чимане часто приезжают антропологи, культурологи и физиологи: например, мы рассказывали, как с помощью чимане изучают влияние культуры на восприятие музыки и как на них проверяли, действительно ли современные люди становятся холоднее.

Сейчас исследователи анализировали данные без малого восьмисот женщин за двадцать лет — среди прочего, женщины чимане рассказывали, сколько у них было детей. Информацию о детях сопоставили с генетикой. В среднем чимане рожали за всю жизнь девять детей, но те, у кого в геноме была одна копия APOE4, рожали в среднем девять с половиной детей. На всякий случай уточним, что «половина ребёнка» — это статистическая величина: среди женщин с одной копией APOE4 было больше тех, кто рожал больше девяти детей. Если же копий APOE4 в геноме было две, то есть по одной от каждого родителя, то такие женщины ещё чаще рожали больше среднего — у них, как было сказано, в среднем получалось одиннадцать детей.

Женщины чимане с APOE4 весили чуть больше остальных, рожали первого ребёнка почти на год раньше остальных, и следующая беременность у них случалась на несколько месяцев раньше, чем у женщин без APOE4. И бо́льшая масса тела, и всё остальное говорит о том, что такие женщины лучше сопротивляются паразитам (хотя напрямую заражённость паразитами у них сейчас не оценивали); отсутствие паразитов помогает отдать больше ресурсов на размножение. Каким-то образом APOE4 стимулирует противопаразитарный иммунитет, помогая рожать больше и оставаясь в популяции.

На самом деле, о том, что от APOE4 может быть определённая польза, говорят давно. Так, два года назад мы писали, что у людей с APOE4 лучше функционирует рабочая память. Но подсчёт детей у чимане всё-таки более наглядно показывает, какое эволюционное преимущество есть у APOE4.

APOE4 повышает вероятность не только болезни Альцгеймера, но и некоторых сердечно-сосудистых заболеваний. Однако даже среди пожилых чимане и то, и другое встречается достаточно редко. Вероятно, их спасает активный и здоровый образ жизни.

Также можно вспомнить, что те же исследователи на примере чимане изучали связь между паразитами и плодовитостью — и оказалось, что паразиты тоже помогают больше рожать. Впрочем, в той работе были определённые нюансы: размножению помогали не всякие паразиты, а аскариды. Известно, что паразиты способны «договариваться» с иммунитетом, не слишком тревожа хозяина и не возбуждая против себя сильную защитную реакцию. Возможно, что аскариды не просто успешно договариваются с женским иммунитетом, но и как-то помогают забеременеть. Было бы интересно проверить влияние на плодовитость одновременно аскарид и APOE4: может статься, что альцгеймерический ген и аскариды в кишечнике — залог большой семьи, по крайней мере, если вы живёте «природной жизнью» в южноамериканских лесах.