Звуки тишины

Наш мозг слушает тишину так же, как он слушает звуки.

Когда мы что-то видим, что-то слышим, что-то обоняем, наши сенсорные нейроны шлют в мозг соответствующие сигналы, и он их как-то обрабатывает. А что происходит с мозгом, если вокруг ничего не происходит? Например, когда мы закрыли глаза, когда исчезли звуки и воздух вокруг стал абсолютно стерильным? Или, иными словами, как мозг воспринимает отсутствие стимула? Вопрос кажется странным, потому что ответ, который напрашивается сам собой, это что нельзя воспринимать то, чего нет.

Тем не менее, если говорить о тишине, то наш мозг воспринимает её всё-таки как отдельный акустический феномен. Психологи из Университета Джонса Хопкинса поставили эксперимент с несколькими добровольцами, которым давали послушать один длинный непрерывный звук и другой звук с перерывом, с небольшой паузой тишины посередине. Нужно было сказать, какой звук длится дольше, непрерывный или прерванный. На самом деле, звуки по длине были одинаковы, однако всем казалось, что непрерывный звук длится дольше. В другом варианте эксперимента всё было наоборот: нужно было оценить два периода тишины, один из которых был непрерывный, а второй прерывался коротким звуком. И на этот раз непрерывная тишина казалась длиннее, хотя две тишины были одинаковы по длительности.

Затем нужно было послушать два звука, звучащих одновременно: органную ноту и шум двигателя. И орган, и двигатель давали хрипло-ворчащие звуки, хотя орган, очевидно, звучал гармоничнее. На фоне двигателя органная нота прерывалась четыре раза, а потом опять начинала звучать; на пятый раз замолкал двигатель, чтобы вскоре снова включиться. Все паузы были одинаковы по продолжительности, однако участникам эксперимента казалось, что последняя пауза, когда замолкал двигатель, длилась дольше остальных. Результаты исследований описаны в PNAS.

Дело не в конкретных звуках органа, двигателя или чего-то ещё, а в том, что исчезновение звука не означает, что в восприятии возникает некая пустота — причём опять же всё равно, случается ли полная тишина, как в первом эксперименте, или продолжают звучать какие-то другие звуки, как во втором. По мысли авторов работы, если бы восприятие молчало, не было бы иллюзий разной длительности. Без разницы, как именно срабатывает иллюзия, в сторону увеличения непрерывного звука или в сторону его уменьшения, растягивает ли она одни паузы за счёт других или сжимает. Важно, что отсутствие звука как-то присутствует в восприятии, то есть мозг буквально слушает тишину. Правда, как пишет портал Science, некоторые специалисты указывают тут на одно «но»: в момент тишины человек не обязательно слушает тишину как она есть, у него в уме могут зазвучать какие-то мелодии, слова, шумы и т. д. И здесь нужны дополнительные нейробиологические эксперименты, чтобы понять, что именно происходит с анализом акустических сигналов, когда до мозга перестают доходить звуки.

Нельзя сказать, что это какие-то отвлечённые проблемы — в повседневной жизни мы постоянно действуем с учётом не только того, что есть вокруг, но и с учётом того, чего нет. Например, для родителей молчание ребёнка в соседней комнате столь же информативно, как и его плач, а когда мы переходим улицу, то смотрим по сторонам, проверяя, есть ли на ней машины или их нет. Очевидно, что психические процедуры, связанные с отсутствием чего-либо, сильно влияют и на внимание, и на обучение, и на другие высшие когнитивные процессы. Кстати, было бы интересно провести такое же исследование для зрительного восприятия. Только для зрения невозможно организовать полную «тишину» (если только не закрывать глаза), поэтому для зрительных опытов, скорее всего, придётся ограничиться присутствием и отсутствием отдельных предметов — автомобилей, животных, домов и т. д.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее