Современные люди носят неандертальские носы

Есть люди, у которых высота носа больше, чем у других, и причиной тому, скорее всего, неандертальский след в их геноме.

Мы как-то писали о том, что современные люди донашивают неандертальские черепа — в том смысле, что у некоторых людей неандертальские фрагменты генома влияют на активность генов, управляющих формированием мозга и черепа. И вот сейчас сотрудники Университетского колледжа Лондона, Фуданьского университета, Университета Экс-Марсель и других научных центров пишут в Communications Biology, что не только черепа, но и носы у многих из нас могут быть неандертальскими. Вообще, тут нет ничего удивительного: мы уже довольно давно узнали, что в геноме современных людей есть неандертальские примеси. Но насколько эти примеси на нас влияют? Кто-то говорит, что неандертальская ДНК связана с депрессией, аллергией, диабетом и никотиновой зависимостью, что она помогает нам бороться с вирусами, что от неё зависит цвет глаз и волос, и т. д., и т. п. Но есть исследования, авторы которых вообще сомневаются, что неандертальская ДНК у нас на что-то влияет.

(Фото: Trude Jonsson Stangel / Unsplash.com

В случае с носами исследователи сравнили геномы более 6 тыс. человек с их физиономиями. Всё это были жители Латинской Америки смешанного происхождения — среди их предков были европейцы, индейцы и африканцы. Естественно, на их лица не просто смотрели, у них измеряли определённые параметры (например, расстояние от кончика носа до губ), которые можно было сопоставить с генетическими вариациями. В итоге удалось найти тридцать три участка генома, которые явно были связаны с формой лица. Правда, когда результат проверили на жителях других частей света, число «лицевых» зон ДНК уменьшилось до двадцати шести — и это уже были настоящие универсальные «лицевые» зоны, от которых зависит форма лица у всех людей, а не только у латиноамериканцев. В одной из зон обнаружилась явная неандертальская примесь, причём обнаруживалась она у тех людей, у которых среди предков были индейцы либо выходцы из Восточной Азии. Эта примесь соответствовала большей высоте носа — так называют расстояние от назиона (или, грубо говоря, от переносицы) до субназальной точки, то есть до места, где носовая перегородка переходит в пространство над верхней губой.

Большая высота носа означает, что воздух проделывает больший путь по носовой полости, а чем дольше он идёт по носу, тем лучше согревается. Когда древние Homo sapiens пошли из Африки в Евразию, они столкнулись с более холодным климатом. Вероятно, неандертальский нос оказался тут кстати, и те, кому досталась неандертальская ДНК высокого носа, постарались её сохранить (точнее, за них постарался естественный отбор, который благоприятствовал тем, у кого высота носа была побольше).

Год назад та же группа исследователей опубликовала похожую работу, только про губы: в статье в Science Advances они писали, что у некоторых современных людей форма губ зависит от ДНК, которая пришла к ним от наших древних кузенов, только не от неандертальцев, а от денисовцев.