Алкогольно-табачные гены

Любовь к табаку и алкоголю зависит от двух тысяч генов.

(Фото: Victoria Priessnitz / Unsplash.com

С табаком у всех отношения разные: кто-то никогда даже не пробовал, кто-то раз затянулся и теперь всю жизнь вспоминает эту гадость, кто-то курит время от времени, ну а кто-то выкуривает по две пачке в день, а то и больше. То же самое со спиртным: кто-то — никогда, кто-то — по праздникам, кто-то — каждый день. Если рассматривать любовь к табаку и к алкоголю как биологические признаки, то следует признать, что они зависят как от внешних факторов (то есть от воспитания, от социального окружения и т. д.), так и от генов. Особенности поведения, особенности психики — обычно очень сложные признаки, а чем признак сложнее, тем больше генов на него влияют. До недавнего времени считалось, что тяга к табаку и к алкоголю зависит примерно от четырёхсот генов; однако было понятно, что это ещё не всё. И действительно, в свежей статье в Nature говорится, что табачных и алкогольных генов у нас больше 2300. (То есть мы сильно округлили в меньшую сторону, когда выше написали всего о двух тысячах.)

Строго говоря, авторы работы пишут не о генах, а об участках ДНК. Эти участки могут соответствовать генам, как мы привыкли их себе представлять — как последовательности, кодирующие какие-то полипептидные цепи или регуляторные РНК, которые играют в клетке самостоятельную роль. Кроме того, в «табачно-алкогольных» участках ДНК могут быть регуляторные последовательности, которые ничего не кодируют, но влияют на активность других участков генома.

Эти 2300 генов обнаружились при анализе ДНК более чем 3,4 млн людей, из которых как минимум 20% были неевропейского происхождения. Их генетические последовательности сопоставляли с тем, насколько они любят выпить и покурить. Некоторые «табачно-алкогольные» гены влияли на склонность к табаку и алкоголю у всех людей, независимо от этнической принадлежности; некоторые, наоборот, имели значение только у людей с определённой этнической родословной. В перспективе анализ по этим участкам ДНК должен стать полезным клиническим инструментом: проанализировав геном человека, можно будет сказать, в какой степени он способен пристраститься к сигаретам и спиртному, насколько ему стоит избегать того и другого, чтобы не стать алкоголиком и отчаянным курильщиком.