Фитнес с бактериями

Некоторые кишечные бактерии повышают мотивацию к физическим упражнениям.

Тем, кто не находит в себе силы воли для занятий спортом, можно посоветовать обзавестись специальными кишечными бактериями — они будут подталкивать к спортивным свершениям. Сотрудники Пенсильванского университета пытались выяснить, что заставляет одних мышей бегать в беличьем колесе дольше других. У тех и у других измеряли множество параметров, и гены тоже читали, но в итоге оказалось, что различия в кишечной микрофлоре влияют на выносливость и общую физкультурную старательность намного сильнее, чем даже генетические отличия. И что если дать мышам антибиотики, истребляющие кишечных бактерий, то спортивные результаты мышей станут хуже буквально наполовину.

Наша любовь к спорту может зависеть от наших бактериальных симбионтов. (Фото: Axel Bimashanda / Unsplash.com

В статье в Nature говорится, что главными «фитнес-бактериями» можно назвать два вида: Eubacterium rectale и Coprococcus eutactus. В ходе обмена веществ они выделяют молекулы, называемые амидами жирных кислот, которые, в свою очередь, действуют на эндоканнабиноидные рецепторы кишечных нервов. Как следствие, в одном из отделов мозга, в полосатом теле (точнее, в нижней части полосатого тела), во время физических упражнений повышается уровень дофамина. То есть постоянная стимуляция рецепторов на нейронах в кишечнике помогает устраивать дофаминовые всплески во время фитнеса.

Полосатое тело, или стриатум, — один из главных нервных центров так называемой системы подкрепления. Она управляет мотивацией, и благодаря ей мы получаем удовольствия от того, что чего-то добились, и стремимся повторить свой успех, чтобы ещё раз им насладиться. Система подкрепления использует в качестве нейромедитора дофамин; получается, что бактерии, которые стимулируют повышение уровня дофамина во время занятий спортом, усиливают наше стремление продолжать им заниматься и дальше.

Впрочем, говоря про «наше стремление», стоит помнить, что эксперименты ставили на мышах. Тут ещё нужно проверить, действуют ли кишечные бактерии на человеческие стремления так же, как на мышиные. Но если действуют, то открываются новые удивительные возможности того, как заставить ленивого человека пойти в спортзал: ему можно изменить диету так, чтобы у него стало больше нужных бактерий, ему можно давать сами эти бактерии, наконец, можно попробовать простимулировать какими-нибудь веществами те же рецепторы на нервах, которые стимулируют выделяемые «фитнес-микробами» вещества.