На искусственных островах в древности жили небедные люди

Древняя осадочная ДНК рассказала о возможном элитарном статусе кранногов Шотландии и Ирландии.

Кранногами называют небольшие искусственные острова, которые в древности сооружали на озёрах, в поймах рек или в заливах. Для их строительства, как правило, использовались деревянные сваи, камни и грунт. Размер кранногов редко превышал пару десятков метров в диаметре. Самые древние из известных кранногов относятся к эпохе неолита и датируются четвёртым тысячелетием до нашей эры, а самым молодым «всего» около 500 лет. Однажды сооружённый искусственный остров мог впоследствии не раз достраиваться и использоваться в разные исторические периоды.

Остатки искусственного острова, или краннога, на озере Уосдейл (Loch of Wasdale), Шотландия. Далеко не все кранноги были столь монолитными, значительная часть была построена из грунта, укреплённого деревянными сваями, и сейчас их остатки находятся под водой. Фото: Derek Mayes/Wikimedia Commons.

В изучении кранногов есть одна объективная сложность — остатки большинства из них сейчас находятся под водой. А под водой заниматься археологическими раскопками довольно проблематично. Поэтому, если у исследователей нет возможности, например, осушить то же озеро, то из затопленного краннога обычно извлекаются образцы древесины, ищутся остатки керамики и прочей утвари, а также берутся пробы грунта. Всё это помогает датировать этапы постройки краннога и попытаться воссоздать образ быта древних жителей.

Группа исследователей, опубликовавшая недавно статью в Antiquity, взялась за изучение биологических маркеров, сохранившихся в образцах донного грунта рядом с несколькими кранногами в Шотландии и Ирландии. Это и частички пыльцы, споры, диатомовые водоросли, различные вещества биологического происхождения а также древняя осадочная ДНК — так называют образцы ДНК, сохранившиеся в осадочных отложения, например, в донном иле. Поскольку искусственные острова существовали на одном и том же месте на протяжении веков, если не больше, то донные отложения вокруг них представляют собой местную биологическую «летопись».

Так, изменение видового состава пыльцы растений, оседавшей на дне водоёма, может говорить о вырубке окрестных лесов для строительства поселений и тех же кранногов или о начале интенсивного земледелия, когда дикорастущие травы сменяются на культивируемые растения. Кроме этого вокруг краннога на дне образуется своего рода «гало» из отходов и других следов проживания людей на острове, включая ДНК растений и животных. Исследователи обнаружили в донных отложениях вокруг кранногов следы спор папоротников, которые, вероятно, использовались в качестве подстилки в жилище или кровельного материала. Следы подорожника указывают на интенсивный выпас скота на окрестных лугах. Также в донных кернах были найдены следы ДНК, принадлежащей млекопитающим: крупному рогатому скоту, свиньям, овцам и козам. Это говорит о том, что эти животные либо содержались на кранноге, либо были убиты для употребления в пищу или в ритуальных целях. Учёные предполагают, что обилие разнообразных ресурсов, хранившихся и потреблявшихся по крайней мере на кранногах, указывает на их использование преимущественно богатыми жителями. Позволить себе жить на собственном острове могут далеко не все: что в наши дни, что две с половиной тысячи лет назад.