Шимпанзе лечатся насекомыми

Обыкновенные шимпанзе кладут себе и друзьям в открытые раны насекомых.

Шимпанзе засовывает насекомых своему товарищу. (Фото: Tobias Deschner / Osnabrück University)

Давно известно, что у животных есть своя медицина, но в большинстве случаев эта медицина направлена против наружных или внутренних паразитов. То есть, например, зверь, птица или рептилия натирают себя каким-то растением, отпугивающим блох, пухоедов и т. д., или же напускают на себя каких-то насекомых. От паразитических червей, живущих в кишечнике, тоже избавляются с помощью трав, листьев и веток деревьев, грибов.

В этом смысле необычным выглядит то, что наблюдали у обыкновенных шимпанзе исследователи из Оснабрюкского университета и Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка. Они наблюдали за несколькими десятками шимпанзе в одном из национальных парков Габона. Три года назад исследователи вдруг увидели, как одна самка взяла что-то в рот и вложила это что-то в открытую рану на ноге своего сына. Таких случаев потом набралось довольно много, и в конце концов удалось увидеть, что шимпанзе кладут в раны каких-то насекомых, причём кладут как самим себе, так и другим.

То, что шимпанзе ухаживают друг за другом, неудивительно: у всех животных с развитой социальной жизнью есть такое поведение, когда друг другу вычёсывают шерсть или чешут в перьях, выискивая грязь и паразитов. Удивительно другое — насекомые в ранах. Причём если насекомое старается убежать оттуда, куда его посадили, шимпанзе возвращают его обратно. Надо сказать, что пока даже неясно, действительно ли шимпанзе стараются таким образом лечиться. С одной стороны, а для чего же ещё они всё это делают. Считается, что у некоторых насекомых есть антибактериальные и даже противовирусные свойства, кое-где и люди используют «насекомую терапию» (впрочем, иногда медицинская польза от членистоногих бывает преувеличена, как, например, это случилось с паучьей паутиной).

С другой стороны, пока что нет однозначных доказательств того, что шимпанзе именно лечатся насекомыми — есть только серия наблюдений (подробно описанных в Current Biology) за поведением обезьян, и это поведение мы можем интерпретировать так или иначе. В любом случае, исследователи собираются в ближайшее время выяснить, каких именно насекомых шимпанзе вкладывают в раны — может, тогда тут что-то прояснится.