Антитела против старости

Специальные антитела с лекарством позволяют уничтожать стареющие клетки, не затрагивая остальные.

Стареющие клетки в норме должны вовремя погибать, потому что накопленные ошибки в ДНК и белках не дают им правильно работать. Своевременную гибель обеспечивает программа самоуничтожения, встроенная в геном. Но бывает, что программа не срабатывает, и клетка продолжает стареть и стареть.

Против стареющих клеток можно создать специальные антитела, которые будут узнавать только их. (Иллюстрация: Sakurra / Depositphotos

С одной стороны, в стареющей клетке отключён механизм деления, и стать раковой она не сможет. С другой стороны, она активно выделяет в окружающую среду целый набор соединений, воспалительные сигналы, ферменты, расщепляющие другие белки и пр. Такой коктейль, выделяемый дряхлеющей клеткой, плохо влияет на окружающую ткань. Стареющие клетки провоцируют общее фоновое воспаление в организме, повышают риск атеросклероза, вредят мозгу и вообще укорачивают жизнь. В такой ситуации остаётся надежда на иммунитет: если уж в клетке не сработала программа самоуничтожения, её должны уничтожить иммунные клетки, которые приходят буквально на запах старости, то есть по следам тех молекул, которые выбрасывает из себя стареющая клетка. Но бывает, что и иммунитет не срабатывает, как должно, и стареющие клетки продолжают накапливаться.

Чтобы избавиться от них, можно использовать специальные сенолитические препараты (то есть направленные против сенильных, или старых, клеток). Такие препараты активно разрабатываются в разных лабораториях, однако они часто оказываются токсичны не только для старых клеток, но и вообще для всех. Проблему можно было бы решить адресной доставкой, то есть если бы сенолитическое лекарство приходило только к старой клетке.

Сотрудники Лестерского университета и Открытого университета Каталонии предлагают использовать здесь антитела. Как известно, антитела (или белки иммуноглобулины) устроены так, чтобы связываться с определёнными молекулами — другими белками, сложными углеводными комплексами и т. д. Связываясь, они указывают иммунным клеткам на мишень, которую нужно уничтожить; одновременно антитела сами по себе блокируют свойства тех молекул, с которыми провзаимодействовали.

Современные биотехнологии позволяют создавать антитела с нужной специфичностью, то есть со способностью связывать именно ту молекулу, которая нам нужна. При этом к молекулам антител можно присоединить какое-нибудь лекарственное вещество. Антитела будут садиться на определённый тип клеток, узнавая характерные белки на их поверхности, и лекарство, которое антитела принесли с собой, будет действовать на ту клетку, на которое село антитело, никого не отравляя по пути к ней. Стареющие клетки отличаются по молекулярному портрету от других, и нужно только создать такие антитела, которые будут различать исключительно клетки со старческими признаками.

Исследователи сумели создать такие антитела, прицепив к ним сильный антибиотик дуокармицин. Основной проблемой было найти такие молекулярные мишени, которые есть только у стареющих клеток. Эксперименты ставили с культурами клеток, среди которых были как стареющие, так и нормальные. В статье в Scientific Reports говорится, что антитела с антибиотиком действовали только на стареющие клетки. То есть в принципе на уровне клеток такой подход работает, и теперь нужно протестировать его на животных: в настоящем организме антителам нужно будет ещё найти стареющие клетки, и пока не факт, что антитела будут работать достаточно эффективно и без побочных эффектов.

В прошлом году мы писали про другой подход: тогда речь шла о том, чтобы модифицировать Т-лимфоциты, научив их распознавать стареющие клетки. Такие лимфоциты эффективно истребляли состарившиеся клетки прямо в организме у мышей. Однако пока методы, связанные с модифицированием Т-лимфоцитов, остаются очень и очень недешёвыми.