Как массаж лечит мышцы

С массажем травмированные мышцы восстанавливаются быстрее, потому что массаж избавляет их от ненужного воспаления.

Массаж практиковали ещё древние египтяне, и за тысячелетия у него появилась масса разновидностей, более или менее эзотерических. Но если не касаться эзотерики, никто не сомневается, что от массажа есть конкретная польза: он снимает боль и напряжение, улучшает самочувствие, как психическое, так и физическое, помогает восстановиться мышцам после сильных нагрузок и пр. Что при этом происходит в теле? Очевидно, что массаж действует на кровоток в тканях и на нервы, однако «улучшение кровотока» — слишком общее, неконкретное объяснение.

Сотрудники Института Висса при Гарвардском университете несколько лет назад показали в своих экспериментах, что массаж вдвое ускоряет регенерацию травмированных мышц и уменьшает рубцевание. Это значит, что в восстанавливающейся мышце меньше образуется соединительной ткани, которая образует рубцы и шрамы, и больше собственно мышечной ткани. Чтобы понять, какой механизм тут работает, исследователи сконструировали особое устройство, которое массировало мышцы ног у мыши: это устройство позволяло очень точно настроить разные параметры массажа — силу давления, частоту и т. д. Параллельно состояние мышцы оценивали ультразвуковым сканированием, чтобы выбрать оптимальное механическое воздействие, то есть чтобы массаж был массажем, а не пыткой.

Травмированные мышцы массировали две недели, и снова оказалось, что они лучше восстанавливаются и быстрее обретают прежнюю силу, чем мышцы без массажа. При этом чем сильнее был массаж (естественно, в разумных пределах), тем сильнее был положительный эффект. В статье в Science Translational Medicine говорится, что при массаже из мышц быстрее исчезали иммунные клетки нейтрофилы и воспалительные сигнальные белки-цитокины. Нейтрофилы — первые клетки, которые приходят в больное место, они уничтожают патогены (ведь ткани часто разрушаются из-за вирусов и бактерий) и обезвреживают повреждённые фрагменты ткани. Нейтрофилы подчиняются воспалительным сигналам и сами же усиливают воспаление. На начальных этапах заживления повреждений воспаление необходимо, но потом оно начинает мешать.

Мышцы восстанавливаются благодаря клеткам-предшественникам, которые по необходимости созревают и превращаются в специализированные клетки, объединяющиеся в те или иные мышечные волокна. Эксперименты с клетками-предшественниками показали, что нейтрофилы и связанные с ними воспалительные цитокины стимулируют появление новых предшественников, но замедляют их созревание. И потом, когда в мышце появляются новые зрелые волокна, они оказываются  более тонкого и слабого типа. Если же клетки-предшественники будут созревать без нейтрофилов под боком, то из них получится больше толстых и сильных волокон. То же самое происходило и в настоящих мышцах у мышей: если на третий день после травмы из мышц искусственным образом (не массажем) удаляли нейтрофилы, мышцы восстанавливались быстрее и становились сильнее, чем у мышей, у которых в мышцах оставались нейтрофилы.

Иными словами, массаж (или, как его ещё можно назвать, механотерапия) лечит мышцы, избавляя их от ненужного воспаления. Надо думать, у человека всё происходит точно так же, однако в нашем случае не стоит забывать, что видов массажа существует очень много и хорошо бы было сравнить их по противовоспалительному действию.