Против коронавируса нашли суперантитело

Среди различных антител, которые наш иммунитет синтезирует против SARS-CoV-2, есть одно, которое связывается с любыми вирусными штаммами.

Антитела вокруг вирусной частицы. (Иллюстрации: Ugreen / Depositphotos

Антитела – это то же самое, что белки иммуноглобулины. Их есть несколько классов, но чаще, когда говорят об антителах, имеют в виду иммуноглобулины типа G, или IgG – именно они связываются с молекулами, которые принадлежат бактериям или вирусам. Если взять, к примеру, какой-нибудь вирусный белок, то антитело, во-первых, не даёт белку выполнять свои функции, а во-вторых, антитело сигнализирует иммунным клеткам, что этот белок и того, кому он принадлежит, нужно уничтожить. Если белок сидит на вирусной частице, иммунная клетка уничтожит вирусную частицу, если вирусный белок сидит на поверхности заражённой клетки, то иммунная клетка уничтожит её вместе с инфекцией.

Антитела узнают чужеродный белок не весь целиком, а несколько аминокислот в определённой конфигурации. Поэтому к одному и тому же белку иммунитет может синтезировать целый набор антител: некоторые из них будут узнавать одну группу аминокислот, другие – другую и т. д. Но вирусы, как известно, легко мутируют без вреда для себя, то есть некоторые аминокислоты в вирусном белке меняются, сам белок остаётся функциональным, а вот антитела, которые узнавали его по этим аминокислотам, узнать его уже не могут. Поэтому возникают проблемы с новыми штаммами одного и того же вируса, к которым нужно создавать новый вариант вакцины – как в случае с гриппом, который в новом сезоне может отличаться от гриппа в прошлом году. И в связи с новым коронавирусом SARS-CoV-2 сейчас тоже активно обсуждают проблему антитител и новых штаммов.

Исследователи из Онкоцентра Фреда Хатчинсона и биотехнологической компании Vir Biotechnology проанализировали двенадцать антител против SARS-CoV-2, взятых у людей, недавно перенёсших COVID-19. Эти антитела взаимодействовали с белком, с помощью которого вирус проникает в клетку, причём антитела связывались с ним именно в том участке молекулы (домене), которая соединяется с клеточным рецептором. Известно, что в белковом домене, который коронавирус использует как своеобразный ключ для входа в клетку, появляется множество мутаций.

Исследователи проверили, как эти мутации влияют на взаимодействие антител с вирусным белком. Оказалось, что среди антител есть одно, названное S2H97, которое удивительным образом никак не обращает внимания на мутации в вирусном белке – оно всё равно связывает его с обычной эффективностью. То есть S2H97 успешно работает против любых штаммов SARS-CoV-2 (более того, SARS-CoV-2 успешно работает против других коронавирусов из группы сарбековирусов, которым SARS-CoV-2 приходится родственником, но уже не слишком близким).

В статье в Nature говорится, что суперантитела S2H97 мешали различным штаммам коронавируса заражать клетки и защищали хомячков, которых сделали чувствительными к SARS-CoV-2. У вирусного белка есть область, которая исключительно важна для того, чтобы вирус мог провзаимодействовать с клеточным рецептором и войти в клетку. Эта область не меняется от штамма к штамму, антителам к ней трудно подобраться, но S2H97 справляется с задачей и блокирует её – соответственно, вирус проникнуть в клетку не может.

То есть наш иммунитет в принципе способен создать универсальное оружие против различных коронавирусов. Возможно, будущие вакцины стоит создавать так, чтобы они стимулировали синтез именно таких суперантител.