Коронавирус прячется от антител

…и делает это с нашей же помощью.

Как и всякий вирус, SARS-CoV-2 старается обойти иммунные ловушки. Одно из самых мощных средств иммунной защиты – это антитела, и как раз против антител SARS-CoV-2 использует одну молекулу, которую находит в нашем собственном организме. Речь о биливердине, продукте распада гемоглобина. Биливердин образуется в селезёнке, костном мозге, в иммунных клетках – макрофагах, в кишечнике.

Модель коронавируса; оранжевые шипы обозначают S-белок. (Фото: fyletto / Depositphotos

Сотрудники Института Френсиса Крика обнаружили, что биливердин прочно связывается с S-белком нового коронавируса. Про S-белок знают уже, кажется, все: он сидит на поверхности вирусной частицы вируса и помогает ему проникнуть в клетку; поскольку S-белок при этом очень хорошо торчит из вирусной оболочки, он представляет собой удобную мишень для антител. Большинство вакцин против SARS-CoV-2 созданы так, чтобы научить иммунитет распознавать S-белок.

Но если на S-белок сядет биливердин, антитела начнут его хуже хватать. В статье в Science Advances говорится, что биливердин на 30–50% подавляет связывание антител с S-белком. Дело не в том, что биливердин сплошь покрывает белковую молекулу – он очень невелик и присоединяется лишь к небольшому участку на S-белке. Но когда он садится на этот участок, он фиксирует определённую пространственную структуру S-белка, так что некоторые участки белковой молекулы становятся недоступны для связывания антителами. Биливердин, напомним, это обычный продукт метаболизма, так что можно сказать, что коронавирус прячется от антител с нашей же помощью

Даже против одного и того же белка наш иммунитет способен создать одновременно несколько разновидностей антител – они просто будут хватать белок за разные места. Но если некоторые из антител вдруг оказываются бесполезными, это ослабляет иммунную атаку на вирус, пусть даже все остальные антитела продолжают работать. Вероятно, если понизить уровень биливердина в крови, иммунитет сможет быстрее победить вирус, не давая болезни затянуться.