Карта для Ихтиандра

Исследователи из Азовского филиала Мурманского морского биологического института и Южного научного центра РАН составили уникальные подводные карты топографии и рельефа дна Азовского моря.

О глубинах Азовского моря до сих пор существовали лишь самые общие сведения (в отличие от Черного и Каспийского морей). Исследования Азова, проведенные специалистами из Южного научного Центра (ЮНЦ), опираются на составленные в последние годы крупномасштабные карты рельефа дна, а также детальные съемки донных отложений. На основе навигационных карт и данных о шельфе ученые составили карты глубин в масштабах 1:50 000 и 1:200 000. Детали рельефа показаны через каждый метр, а кое-где – и через полметра.

Как рассказал корреспонденту «Науки и жизни» председатель ЮНЦ РАН, академик Геннадий Матишов, экспедиции с целью океанографических съёмок Азовского моря начались в 1997 году. Выбирались места наибольшей биопродуктивности, миграций, нереста, нагула и зимовки основных промысловых видов рыб, а также птиц.

Геннадий Матишов пояснил, что рельеф и глубины морей из века в век меняются. Известно, что примерно 18 тысяч лет назад произошло осушение акватории Азовского моря. На месте высохшего дна образовалась равнина, которую пересекали степные реки Приазовья. Они впадали в палео-Дон. Со временем море восстановилось. Сейчас крутые берега мелководного Азова отделяют его от черноземных степных равнин.

Как показали исследования ученых из ЮНЦ, в центральной части шельфа на глубине около десяти метров располагается обширная глинисто-илистая равнина площадью около 5 тысяч кв.км. В ЮНЦ предлагают именовать ее подводной равниной профессора Дмитрия Панова – в честь известного океанолога, работавшего в Ростовском госуниверситете (в 1951-1965 гг. заведовал кафедрой физической географии – ред.). Во внутренней части низменности расположены до 15 пологих холмов. В некоторых местах подводной равнины встречаются пологие бугры, борозды, ложбины, "блюдца" и т.п. Их сформировали донные течения, штормовые волны и грязевой вулканизм.

Созданные карты нужны для судовождения и прогнозирования течений. Они пригодятся в ходе инженерно-геологических исследований при поисковом бурении на нефть и газ, которые уже начались, а также при строительстве трубопроводов. В перспективе ученые дополнят новые карты сведениями о донных осадках, живых организмах и подводных течениях. Кроме того, проведенные исследования позволяют моделировать океанологические процессы в Азовском море, предсказывать изменения его экосистемы из-за антропогенных воздействий и колебаний климата.

Автор: Вероника Токарева