Плазма прячется в пузырьках

Обнаружена плазма в газовых пузырьках. Возможно, это объясняет явление сонолюминесценции.

Пока эксперименты и теоретические исследования не дают однозначного объяснения явлению сонолюминесценции – излучению света при схлопывании пузырьков газа в жидкости под действием ультразвука. То есть звук превращается в свет. Эффект интересен не только с точки зрения чистой науки, но и прикладными применениями, например, возможностью запуска термоядерной реакции прямо в пробирке!

Источником энергии излучения служит сферическая ударная волна, образующаяся при схлопывании. А как именно генерируется свет, пока неясно. По одним данным, он генерируется горячей плазмой в пузырьках, по другим – в процессе химических реакций. Не подтверждены и сообщения о протекании термоядерных реакций в пузырьках (в жидком ацетоне на основе дейтерия).

К. Суслик и Д. Флэннинген (K.Suslik и D.Flannigan) из Университета штата Иллинойс, США выполнили новый эксперимент, в котором впервые достоверно обнаружена плазма в пузырьках. Ученые исследовали схлопывание пузырьков, наполненных аргоном и ксеноном в серной кислоте, и анализировали спектры излучения единичных пузырьков, на основании которых и сделали вывод, что в пузырьках присутствует плазма с температурой до 20 000 градусов Кельвина. Правда, состав среды, в которой проводился эксперимент К. Суслика и Д. Флэннингена, существенно отличается от предшествующих экспериментов, поэтому, пока неясно, можно ли его результаты обобщать на другие случаи. Кроме того, о термоядерных реакциях говорить пока тоже рано: наличие плазмы является необходимым, но не достаточным условием для их протекания, поскольку такие реакции требуют значительно больших температур.