Против коронавируса придумывают двойное оружие

Отключив один из коронавирусных белков, мы помешаем ему размножаться и одновременно запустим против него иммунную реакцию.

Конечно, лучше всего, если коронавирус вообще не попадал в организм. Но если он уже попал, то тут есть несколько стратегий, чтобы от него избавиться. Во-первых, можно не дать ему проникнуть в клетку. Любой вирус проникает в клетку, связываясь с белками на клеточной поверхности. Здесь нужно какое-нибудь вещество, которое отвлекало бы вирус от клетки, мешало бы ему сесть на неё. Технически могут быть разные подходы, о которых мы неоднократно писали.

Частицы коронавируса SARS-CoV-2, усыпавшие клетку. (Фото: NIAID / Flickr.com

Другая стратегия – подействовать на иммунитет. Известно, что некоторые коронавирусы, в том числе и наш новый SARS-CoV-2, умеют подавлять иммунную реакцию – они отключают иммунные сигналы в заражённой клетке, так что ни соседи этой клетки, ни иммунитет до поры до времени не подозревают, что у них под боком развивается вирусная инфекция.Но когда иммунитет всё же начинает «боевые действия», то его реакция оказывается настолько сильной, что начинает угрожать самому больному.

Тяжелейшие осложнения при коронавирусной инфекции COVID-19 во многом возникают как раз из-за чрезвычайно мощного воспаления. И здесь важно отрегулировать иммунитет так, чтобы он продолжал бороться с вирусом, но при этом не вредил здоровым клеткам. Например, недавно стало известно, что больным с тяжёлой формой COVID-19 можно давать дексаметазон: он подавляет иммунную реакцию, и у человека повышаются шансы выжить. Однако больным с лёгкой формой инфекции дексаметазон повредит – подавив иммунитет, он помешает ему истреблять сам вирус.

Наконец, третий вариант – это подействовать на вирус, когда он уже проник в клетку. Например, ему можно помешать размножаться, то есть копировать свой генетический материал – тут нужно какое-то вещество, которое отключало бы вирусный фермент, копирующий вирусный геном. Или же можно подавить работу вспомогательных белков, которые вместе с вирусом появляются в клетке и  выполняют для него разную важную работу.

Один из таких вспомогательных белков называется PLpro (papain-like protease, папаиноподобная протеаза). Протеазами называют класс белков, которые разрезают другие белки, причём эти другие белки могут после такой операции либо выйти из строя, либо, наоборот, активироваться. То есть во втором случае протеаза помогает белкам принять рабочую форму, и PLpro именно так и делает. Без PLpro новые частицы коронавируса просто не будут образовываться. Но одновременно тот же PLpro подавляет синтез белков интерферонов, которые служат иммунными сигналами, активирующими противовирусный ответ.

Об этой двойной роли вирусной фермента PLpro пишут в Nature исследователи из Университета Гёте, Института биофизики Общества Макса Планка и ряда других научных центров Германии и Нидерландов. Значит, если мы отключим протеазу PLpro, то тем самым ударим по вирусу как бы с двух сторон: во-первых, он не сможет размножаться (не сможет формировать новые вирусные частицы в клетке), во-вторых, против него заработает иммунная защита, которую PLpro держала выключенной.

Авторы работы смогли отключить PLpro с помощью молекулы GRL-0617, сделанной на основе нафталина. GRL-0617 работала в культуре клеток, заражённых вирусом (и ограничивала его распространение по клеткам), и притом никаких других ферментов она не подавляла, и собственные белки клеток работали, как всегда. Это соединение вполне может стать эффективным лекарством против коронавируса, однако прежде надо убедиться, что оно будет действовать не только в клеточной культуре, но и в человеческом организме.