При болезни Альцгеймера мозг видит старое как новое

Накапливая в себе токсичные альцгеймерические белки, нейроны мозга начинают мешать друг другу работать.

При нейродегенеративных болезнях – таких, как болезнь Альцгеймера – в нейронах мозга накапливаются токсичные белковые комплексы. Эти токсичные комплексы мешают жить и работать нейронам, и, как считается, ослабление памяти при болезни Альцгеймера происходит как раз потому, что в мозге погибают нейроны, отвечающие за хранение информации.

(Иллюстрация: denisismagilov / Depositphotos

Однако, как показывают эксперименты сотрудников Немецкого центра нейродегенеративных болезней, здесь всё происходит немного сложнее. Исследователи заставляли подопытных мышей изучить некое новое место, где те никогда не были, при этом одни мыши были здоровы, а у других в нейронах накапливались альцгеймерические белки. Спустя несколько дней мыши снова оказывались в том же месте, и здоровые животные его сразу вспоминали, а те, у кого накапливались альцгеймерические белки, вели себя так, как будто они тут впервые. И дело было не в гибели нейронов, отвечающих за память места. Нервным клеткам памяти мешали другие нервные клетки, те, которые анализируют новый опыт. За активностью нейронов в мышином мозге следили с помощью специальной микроскопии, которая позволяет наблюдать клетки вживую, и всё выглядело так, как если бы нейроны нового опыта своим шумом мешали работать нейронам памяти – образно говоря, мозг пытался принять старое за новое.

Тогда здоровым и альцгеймерическим мышам ввели в нейроны новизны вещество, позволявшее активировать или отключать нервные клетки по желанию исследователей. В статье в Nature Neuroscience говорится, что когда у здоровых мышей активировали нейроны новизны в старом и знакомом месте, они начинал и вести себя так, как будто они это место видят впервые. А если у альцгеймерических мышей у нейронов новизны активность подавляли, то мыши узнавали старое место, то есть вели себя как обычные здоровые животные.

Конечно, эти эксперименты ставили всё-таки на мышах, чья «болезнь Альцгеймера» лишь до некоторой степени похожа на человеческую. Кроме того, нейроны при болезни Альцгеймера действительно гибнут, что, несомненно, сказывается и на памяти, и на других когнитивных функциях. Однако вполне вероятно, что здесь имеют место и другие процессы, что память нарушается в том числе и потому, что в мозге рассогласовываются процессы управления группами нейронов. И, возможно, симптомы болезни можно до некоторой степени ослабить, если не давать нейронам мешать друг другу.