Генная терапия помогает нарастить мышцы

…по крайней мере, мышам – несмотря на жирную пищу, они смогли вдвое нарастить мышцы, избежав проблем с обменом веществ и воспалительных проблем с суставами.

Чтобы нарастить мышцы, нужно много тренироваться. И наверняка многие, кто ходит в спортзал, хоть раз  подумали о том, что было бы хорошо, если бы те же мышцы можно было получить с меньшими усилиями. Известно, что рост мышц подавляет белок миостатин: мутации в гене миостатина приводят к чрезмерному росту мышечной массы. Может быть, если отключить миостатин, то мышцы будут расти быстрее, даже если количество упражнений останется тем же.

Обычная мышь и мышь с мутантным миостатином и увеличенной мышечной массой. (Фото: Wikipedia

Исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе поставили такой эксперимент с мышами. Активность миостатина можно подавить другим белком, фоллистатином. ДНК фоллистатина внедрили в частицы модифицированного аденоассоциированного вируса: этот вирус доставляет свою ДНК вместе с встроенными в неё генами прямо в клеточное ядро, но сам никаких проблем клетке не доставляет, не размножается и не портит в ней ничего, поэтому его часто используют в молекулярно-генетических процедурах, в том числе и в генной терапии. Вирус же ввели восьминедельным мышам.

В статье в Science Advances говорится, что у мышей после этого действительно увеличились мышцы – в два раза, и сами мыши стали в два раза сильнее, хотя упражнялись они столько же, сколько и те, у которых миостатин не подавляли. Более того, мышей специально держали на жирной диете, чтобы из-за нарушенного обмена веществ у них началось воспаление, и чтобы это воспаление затронуло суставы. Известно, что у людей, которые страдают от избыточного веса, но притом стараются заниматься физическими упражнениями, часто начинается остеоартрит – как следствие воспаления, которое возникает из-за ожирения и усиления  нагрузки на суставы. Именно это попытались спровоцировать у мышей, и именно так обстояли дела у тех грызунов, у которых не было блокатора миостатина.

Но оказалось, что если миостатин заблокировать, то не только мышцы лучше растут, но и воспаление себя почти не проявляет: в суставах нет воспалительных белков и клеток, с обменом веществ почти всё в порядке, и сердце с сосудами тоже выглядят вполне здоровыми. То, что сердце осталось в норме, особенно примечательно, так как можно было ожидать, что из-за заблокированного миостаина оно тоже начнёт увеличиваться, а сердцу как раз увеличиваться нельзя. Однако опасения насчёт сердца оказались напрасными.

Разумеется, за мышами ещё будут довольно долго наблюдать, чтобы убедиться, что никаких побочных эффектов у них не появится. И если результаты будут положительными, то такую терапию (повторим, что модифицированные вирусы с лечебными ДНК-посылками сейчас используют уже и в медицине), вероятно, можно будет использовать и людям – речь, разумеется, не о лентяях, не желающих заниматься, а о тех, кому заниматься мешают уже имеющиеся проблемы с больными суставами, обменом веществ и избыточным весом.