Российский спутник «ЭЛЕКТРО-Л» №3 получил первый снимок Земли

Новый российский космический аппарат дистанционного зондирования Земли  «Электро-Л» №3 получил первый снимок Земли.

Спутник «Электро-Л» № 3 был запущен 24 декабря 2019 года с космодрома Байконур и вошёл в состав российской геостационарной гидрометеорологической космической системы «Электро». Предыдущие аппараты были запущены в январе 2011 года и в декабре 2015 года. После последней корректировки орбиты спутника 1 февраля специалисты приступили испытаниям оборудования перед вводом её в эксплуатацию. Полученные ими данные говорят, что всё работает штатно, и качество получаемых данных полностью соответствует ожиданиям.

Первый снимок Земли из космоса, полученный КА «Электро-Л» №3. (Изображение Роскосмоса)
Последовательность вывода на орбиту КА «Электро-Л» №3. (Изображение Роскосмоса)

7 февраля основной прибор космического аппарата – многозональное сканирующее устройство (МСУ-ГС) сделал первый снимок Земли. Находящийся на высоте 35 786 км МСУ-ГС получает изображения всего диска Земли одновременно в десяти диапазонах длин волн (спектральных каналах), семь из которых – тепловые (инфракрасные). Устройство осуществляет съемку с периодичностью от 10 до 30 минут. Разрешение на поверхности до 1 км, это означает, что одному пикселю получаемого изображения соответствует 1 км. Размер всего изображения 121 мегапиксель. При этом точность измерения температуры достигает 0.1-0.2°С.

Также на спутнике стоит гелиогеофизическая аппаратура (ГГАК-Э) предназначенная для контроля и прогноза активности Солнца, радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве, а также диагностики и контроля состояния магнитосферы, ионосферы и верхней атмосферы Земли. Она содержит четыре вида приборов, измеряющих на высоте геостационарной орбиты «Электро-Л» космические потоки электронов и протонов счетчиками Гейгера и детекторами Черенкова, а также оптические приборы, измеряющие активность солнца в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах.

Восьмиканальный ретрансляционный комплекс космического аппарата служит не только для передачи на Землю информации от МСУ-ГС и ГГАК-Э, он также выполняет прием и передачу сигналов аварийных буев системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ и обеспечивает ретрансляцию сигналов наземных метеорологических платформ Росгидромета для оперативного мониторинга погоды в обслуживаемом «Электро-Л» регионе.

Большинство приборов космического аппарата «Электро-Л» №3, включая МСУ-ГС, разработаны и произведены в холдинге «Российские космические системы», входящем в Госкорпорацию «РОСКОСМОС». Российские специалисты максимально использовали современную отечественную элементную базу и смогли создать аппаратуру значительно более легкую, чем западные аналоги, при сохранении равных функциональных возможностей. Спутник создан на базе унифицированной космической платформы «Навигатор», разработанной в НПО Лавочкина, также входящем в Госкорпорацию «Роскосмос».

Основное назначение космических аппаратов системы «Электро» — обеспечение Росгидромета и других ведомств оперативной информацией в целях:

— синоптического анализа и прогноза погоды в глобальном масштабе;

— анализа и прогноза состояния акваторий морей и океанов;

— анализа пространственно-временного изменения состояния снежного покрова, запасов влаги с целью прогноза произрастания сельскохозяйственных культур; — анализа и прогноза условий для полетов авиации;

— анализа и прогноза гелиогеофизической обстановки в околоземном космическом пространстве, состояния ионосферы и магнитного поля Земли;

— мониторинга климата и глобальных изменений; — экологического контроля и охраны окружающей среды (экологический контроль в промышленных районах, выявление загрязнений снежного покрова);

— контроля чрезвычайных ситуаций (наблюдение районов чрезвычайных ситуаций с целью оценки последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и планирования мероприятий по их ликвидации, контроль возникновения и последствий лесных пожаров).

По материалам Роскосмоса.