Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Награда мешает соображать

Мысли о награде мешают мозгу воспринимать то, чему его учат.

Когда у животных изучают способность к обучению, то в экспериментах обычно фигурирует какое-нибудь угощение: например, крысе, которая правильно прошла по лабиринту на нужный запах, дают что-нибудь сладкое, или животные должны достать шоколад, сахар или простую воду, проявив сообразительность и нажав на нужную кнопку в ответ на определённый сигнал.

Однако, как пишут в Nature Communications исследователи из Университета Джонса Хопкинса, Нью-Йоркского университета и других научных центров, награда влияет на то, как ведут себя животные – в том смысле, что по поведению не всегда можно в точности понять, что именно знает подопытный. В эксперименте мышей учили слизывать жидкость со специальной трубочки в ответ на определённый звук; если же мыши слышали другой звук, то они ничего не делали. Выглядело это так: мышь приближала морду к специальной рамке, где висела трубка с водой; услышав «водяной» звук, мышь начинала шевелить ртом и языком, слизывая воду.

В первые дни обучения животные реагировали на оба звука случайным образом, то есть вероятность того, что мышь начнёт лакать языком, в обоих случаях составляла 50%. Всё выглядело привычно: чтобы выучить, на какой звук надо реагировать, а на какой не надо, животным требуется время. Но если в эти же первые дни трубку с водой убирали, то мыши вдруг проявляли необычайную сообразительность – теперь они реагировали на нужный звук с 90-процентной точностью. То есть хотя трубки с водой и не было, они двигали ртом и языком так, как будто слизывали воду – и реакцию эту они демонстрировали именно тогда, когда нужно.

Эксперимент повторили в других вариантах и с другими животными. Например, мышей учили нажимать на рычаг, чтобы получить воду – и опять же они показывали лучший результат, когда собственно награды не было. Или же крыс учили заглядывать в чашку в поисках еды в ответ на какой-то звук – но только если этому звуку не предшествовала вспышка света. Кроме крыс и мышей опыты ставили с хорьками – и во всех случаях все животные лучше обучались, если награда вскоре исчезала из эксперимента.

По словам авторов работы, в обучении происходят одновременно два процесса: с одной стороны, выучивается некое содержание, информация (например, правило поведения – нажимать на рычаг в ответ на звук) и выучивается контекст этой информации – и награда как раз входит в контекст. И контекст, то есть ожидание награды, может мешать мозгу проявлять то, что он уже знает. В таком случае, когда мы видим менее сообразительную крысу и более сообразительную, то, возможно, они отличаются не столько сообразительностью, сколько чувствительностью к контексту, то есть к награде.

Поскольку результаты проверили на разных видах животных, то можно предположить, что это когнитивная закономерность – общая для разных зверей, и для человека, возможно, тоже. Конечно, в случае с человеком хорошо бы проверить, как награда влияет на выучивание какой-то сложной информации, да и сама награда, кроме того, бывает разной, материальной, нематериальной и т. д. Но, возможно, многим из нас действительно стоит меньше думать о какой-то награде – для большей умственной эффективности.

Автор: Кирилл Стасевич

Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)