Эффективность физических упражнений зависит от времени суток

Дальнейшие исследования с людьми помогут выяснить, когда нам лучше всего заниматься спортом – по утрам или по вечерам.

От биологических часов в нашем организме зависит очень многое, в том числе и обмен веществ – по некоторым оценкам, как минимум половина метаболических процессов подчиняется суточным ритмам. Но в таком случае обмен веществ должен по-разному реагировать на физические упражнения в зависимости от того, когда мы ими занимаемся.

Исследователи из Вейцмановского института наблюдали за мышами, заставляя их бегать на беговой дорожке, которая двигалась в разных режимах (мыши – животные ночные, и на беговой дорожке они бегали, когда естественным образом бодрствовали). Оказалось, что в целом мыши лучше справляются с физической нагрузкой в  вечерние часы, к концу своего мышиного дня. Но эта разница исчезала, если у мышей отключали один из генов, регулирующих суточные ритмы.

В статье в Cell Metabolism говорится, что во время «вечернего фитнеса» у мышей в мышцах становилось больше молекулы ZMP – рибонуклеотида 5-аминоимидазол-4-карбоксамида. Известно, что ZMP стимулирует реакции гликолиза – бескислородного получения энергии, и расщепления жирных кислот. (У ZMP есть синтетический аналог, AICAR, который спортсмены принимают, чтобы повысить выносливость, и который в официальных соревнованиях запрещён как допинг.) То есть благодаря «вечернему» более высокому уровню ZMP, мышцы получали больше энергии, и мыши демонстрировали лучшие результаты на беговой дорожке.

Мышами дело не ограничилось: исследователи привели в лабораторию двенадцать добровольцев, и оказалось, что и у людей есть похожая закономерность – если они занимались физическими упражнениями вечером, организм расходовал меньше кислорода. А это значит, что мышцы работали с большей эффективностью.

Похожие результаты получили сотрудники Калифорнийского университета в Ирвайне, тоже опубликовавшие статью в Cell Metabolism. Они анализировали вещества, образующиеся во время обмена веществ в мышцах, и активность разных генов, которые имеют отношение к гликолизу и расщеплению жира. Один из генов, который влияет на энергетические реакции, кодирует белок HIF-1α, который в зависимости от уровня кислорода в тканях регулирует работу других метаболических генов. Оказалось, что активность самого HIF-1α меняется в зависимости от времени суток, и, соответственно, по-разному происходит обмен веществ в мышцах.

Распространять полученные результаты на людей было бы преждевременно – всё-таки эксперименты ставили преимущественно на мышах, которые живут иначе, чем люди, и у которых не так много хронотипов (тогда как у людей есть масса разновидностей и «сов», и «жаворонков»). Впрочем, учитывая медицинскую актуальность темы, можно предположить, что в скором времени мы узнаем, когда лучше ходить в фитнесс-центр, чтобы эффективнее сжигать жир и эффективнее тренировать мышцы.

По материалам MedicalXpress.