Реакция на стресс связана с его последствиями

Поведение при стрессе тесно связано с физиологической реакцией на стресс – активный индивидуум стрессирует меньше, чем тот, который не предпринимает никаких действий.

Психологическая травма может остаться с человеком на всю жизнь – в виде посттравматического синдрома. Пережив травматическую ситуацию, многие потом на протяжении долгих лет видят страшные сны, живут с повышенным уровнем тревожности, не могут справиться с тяжёлыми воспоминаниями и т. д. Но далеко не все этому подвержены – есть люди, вполне устойчивые к посттравматическим расстройствам.

На стресс лучше реагировать активно – по крайней мере, крысам. (Фото: lifeonwhite / Depositphotos

От чего зависит устойчивость к психологическим травмам? Известно, что в ответ на стресс в организме повышается уровень стрессовых гормонов глюкокортикоидов, из которых наиболее на слуху гормон кортизол. Но также известно и то, что уровень кортизола в разных стрессовых ситуациях повышается неодинаково. Можно предположить, что реакция на стресс и его последствия связаны с гормональной реакцией.

Исследователи из Дрезденского технического университета, Южно-Уральского государственного университета и других научных центров России, Германии, США и Великобритании экспериментировали с крысами, которых пугали кошачьим запахом. Обычно в таких экспериментах ограничиваются кратковременным стрессом, однако сейчас авторы работы решили увеличить число стрессовых ситуаций до десяти – в результате удалось получить набор поведенческих и физиологических реакций, отличающихся у разных животных. Реакцию крыс записывали на видео, сопоставляя их поведение с работой мозга и уровнем глюкокортикоидов. Кроме того, состояние животных оценивали не только во время серии стрессов, но и потом, через 14 и через 30 дней после последнего стрессового эпизода.

Крысы разделились на две группы, с активной и с пассивной поведенческой стратегией: активные животные нападали на врага, пассивные застывали на месте. В статье в Frontiers in Behavioral Neuroscience говорится, что у крыс, склонных к нападению, была снижена активность миндалевидного тела мозга – основного генератора тревожности. В то же время сниженному уровню тревожности сопутствовал сниженный уровень стрессовых гормонов – их концентрация была меньше, чем у тех, кто реагировал на стресс пассивно.

Иными словами, есть очевидная связь между поведенческой и физиологической реакцией на стресс – активный индивидуум стрессирует меньше, чем тот, который не предпринимает никаких действий. Возможно, что дело вообще в активной реакции на стресс, которая не обязательно проявляется в нападении – главное, делать хоть что-то. Очевидно, что полученные результаты, будучи подтверждёнными на людях, должны помочь в разработке методов лечения, помогающих справиться с последствиями психологических травм.

Работы выполнена при поддержке Российского научного фонда (РНФ).

По материалам пресс-службы РНФ.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее