Пчелы умеют складывать и вычитать

Сравнивая разное количество объектов, пчёлы могут освоить арифметические действия.

Прошлым летом мы писали о том, что пчёлы понимают ноль, что намного сложнее, чем просто представлять себе «больше» и «меньше». Исследователи из Королевского мельбурнского технологического института, которые научили насекомых нулю, не остановились на достигнутом – в новой статье в Science Advances они пишут, что пчёлы могут ещё и складывать и вычитать.

Как обычно в таких экспериментах, пчёл запускали в Y-образную камеру, где им нужно было выбрать, куда двигаться, направо или налево. В одном отсеке камеры было сладкое угощение, в другом – горький раствор хинина. На входе в «игрек» были нарисованы геометрические фигуры, синие или жёлтые. Пчела проходила главный вход, и дальше видела ещё два входа, в левый и правый коридоры «игрека», и на каждом входе опять же были нарисованы те же фигуры. Однако левые и правые фигуры отличались количеством от тех, что были на главном входе, и поначалу их было на одну больше и на одну меньше, чем наружных. То есть, например, снаружи было нарисовано два квадрата, внутри слева – один, внутри справа – три.

Фокус же был в том, что все фигуры (и внутри, и снаружи) были либо синими, либо жёлтыми. Синие фигуры означали сложение, жёлтые – вычитание. Это значит, что если пчела на главном входе видела два синих квадрата, то потом ей нужно было идти туда, где квадратов было три – там она могла найти сироп. Если же она видела жёлтые квадраты, то внутри нужно было идти в тот коридор, где квадрат был один. Правильные ответы были то слева, то справа, чтобы насекомые не могли выучить, куда им двигаться, просто по направлению.

Поначалу число фигур изменялось на одну. Спустя сто попыток, которые длились несколько часов, пчёлы выучивали, что значит «минус» и «плюс», и потом выбирали правильный ответ уже без всякого сиропа и хинина. Точность ответа составляла 60–75%, то есть намного больше, чем если бы насекомые просто случайно выбирали бы то или иное решение. Более того, пчёлы освоили также сложение и вычитание других чисел, так что можно сказать, что они освоили арифметические операции в общем виде, а не только в отношении единицы (впрочем, нужно уточнить, что фигур в эксперименте рисовали не больше пяти).

Неизвестно, применяют ли пчёлы свои математические способности в обычной жизни, но факт остаётся фактом – их мозг вполне способен освоить такие операции. Считается, что арифметические действия требуют достаточно сложной нейромеханики: во-первых, у нас в уме должны храниться правила сложения, вычитания и др., во-вторых, мы должны эти правила применить к объектам, с которыми работаем прямо сейчас. У насекомых, как опять же считается, мозг устроен довольно просто.

Отсюда можно сделать вывод, что мы либо недооцениваем сложность нервной системы у насекомых (так же, как недооценивали сложность мозга птиц), либо переоцениваем сложность нейробиологической архитектуры, которая требуется для арифметических действий.