Дети рисуют себя под зрителя

Дети изображают себя с разной выразительностью в зависимости от того, кто на них смотрит.

Дети очень любят рисовать. Они рисуют кошек, собак, маму, папу, деревья, и самих себя они тоже рисуют. Но то, как они рисуют себя, зависит от того, кто находится рядом, кто смотрит на рисунок.

Исследователи из Университета Чичестера наблюдали за художествами 85 мальчиков и 90 девочек в возрасте 8 и 9 лет. Детей распределили по семи группам: в одной группе дети были предоставлены сами себе, в других же группах с ними кто-то был: полицейский, учитель, или просто какой-то человек, о профессии которого не было известно, причём в какой-то группе полицейский, учитель и «просто человек» были детям знакомы, а в другой группе – нет. Детям предложили нарисовать три автопортрета: один обычный, другой – когда ты счастлив, третий – когда тебе грустно.

В статье в British Journal of Developmental Psychology говорится, что у девочек автопортреты были более выразительными, более эмоциональными, чем у мальчиков. Но притом и у тех, и у других выразительность рисунка зависела от зрителя: если в комнате был кто-то знакомый, рисунки в целом получались более эмоциональными. Счастливые и грустные портреты тоже получались разными: например, нарисованные счастливые девочки оказывались более яркими, чем грустные – но только если в комнате опять же был знакомый взрослый. У мальчиков грустные портреты были более экспрессивными, если рядом был кто-то незнакомый.

Тут можно придумать разные объяснения, почему дети предпочитают по-разному представлять себя разным людям, и в чём отличия мальчиков от девочек. Но, так или иначе, очевидно, дети предпочитают сообщать о себе разную информацию в зависимости от того, с кем они общаются. При этом для детей оказывается важным, знают ли они другого человека и какова роль у него в обществе. Взрослые, впрочем, поступают точно так же.

Но с детьми взрослым общаться бывает труднее, чем друг с другом, и потому хорошо бы представлять, с каким настроем ребёнок встречает знакомого или незнакомого учителя, знакомого и незнакомого врача и т. д. И, возможно, в каких-то случаях детские рисунки и впрямь могут развеять некоторое недопонимание между взрослым и ребёнком.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее