Кишечник делает кровь

Лимфоциты, которые формируются кроветворных клеток кишечника, помогают снизить вероятность отторжения после некоторых видов трансплантации тканей.

Часть лимфоцитов в нашей крови происходит из кроветворных клеток кишечника. (Фото: decade3d / Depositphotos

Стволовые клетки крови красного костного мозга производят все кровяные клетки – эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и пр. Кроме того, некоторая часть лимфоцитов созревает в тимусе, лимфатических узлах и селезёнке, которые вместе с костным мозгом образуют кроветворную систему.

Однако клетки крови могут формироваться и в других органах. В прошлом году мы писали, что лёгкие служат фабрикой тромбоцитов, а также хранят в себе запас стволовых клеток крови, на случай, если костный мозг вдруг перестанет работать, как надо. На днях в Cell Stem Cell вышла статья, в которой исследователи из Колумбийского университета пишут, что кроветворная способность есть и у кишечника. Известно, что у больных, которым пересаживали кишечник от других людей, в крови появляются лимфоциты с вариантами генов от человека-донора. Авторы работы пять лет наблюдали за такими пациентами и пришли к выводу, что новые лимфоциты появляются из стволовых клеток крови, которые прячутся в донорской ткани.

Действительно, в кишечнике обнаружились и стволовые клетки крови, и клетки-предшественники Т-лимфоцитов (то есть такие клетки, в которых началась специализация в сторону конкретного типа клеток). В общей сложности в кишечнике их живёт столько, что после пересадки около 10% лимфоцитов в кровотоке можно отнести на их счёт гостевых стволовых клеток.

Правда, если говорить о тех людях, которые перенесли трансплантацию, то у них донорские стволовые клетки в кишечнике постепенно замещались собственными. Но при этом, что любопытно, между собственными иммунными клетками человека и иммунными клетками от донора происходил своеобразный диалог, в котором они учились толерантности по отношению друг к другу – то есть они не воспринимали друг друга как опасного чужака и не нападали друг на друга. Благодаря такой взаимной толерантности трансплантированная ткань могла спокойно прижиться на новом месте. Более того, чем больше стволовых клеток приходило вместе с пересаживаемым кишечником, тем меньше была вероятность отторжения.

Авторы работы полагают, что кишечные кроветворные клетки способны помочь не только при пересадке кишечника, но и при пересадке других органов и тканей – если с этими органами и тканями каким-то образом вводить в организм пациента ещё и порцию сопровождающих стволовых клеток от донора. Впрочем, о медицинских перспективах тут говорить рано и нужно дождаться результатов новых исследований.