На почвах с радиоизотопами сосны мутируют чаще обычного

Деревья в нескольких областях Европейской части России продолжают чувствовать влияние чернобыльской катастрофы.

Хотя после аварии на Чернобыльской АЭС прошло более 30 лет, до сих пор мы недостаточно знаем о том, как чернобыльское радиоактивное загрязнение действует на растения. С одной стороны, известно, что у растений из-за ионизирующего излучения происходят изменения на клеточном уровне. Но временные ли это изменения, или они способны повлиять на всю популяцию? Станут ли растения на загрязненных территориях со временем отличаться от собратьев из незагрязнённых мест?

Одним из последствий аварии стало загрязнение почв радиоактивным изотопом цезия 137Cs. Сейчас «цезиевые» почвы можно найти на западе Брянской области и в Калужской, Орловской и Тульской областях. Но в этих же областях есть и незатронутые загрязнением территории. Такое соседство позволяет увидеть, чем растущие под влиянием излучения деревья отличаются от сородичей. Станислав Гераськин, Алла Удалова и их коллеги из НИИ радиологии и агроэкологии и Обнинского института атомной энергетики МИФИ с начала 2000-х следят за состоянием сосен в пострадавших районах Брянщины. Почти 13 лет исследователи поздней осенью коллекционировали сосновые шишки в нескольких загрязненных точках и сравнивали семена с контрольными образцами с чистых территорий.

Образцы семян специалисты проращивали в лабораторных условиях. А затем изучали, насколько мутировали клетки в корневых ростках. В семенах с зараженных территорий нарушения в строении клеток встречались чаще, поясняют авторы в публикации в Environmental Pollution. Количество мутаций чистых семян довольно медленно менялось со временем, то возрастая, то убывая. А вот у зараженных семян эта цикличность нарушалась. Схожую ситуацию исследователи наблюдали в Ленинградской области, когда изучали деревья в районах с промышленным загрязнением.

Тем не менее постоянное воздействие излучения не повлияло на способность сосновых семян к прорастанию. Со временем нарушений в растительных клетках на зараженных землях становится меньше. Скорее всего, это происходит из-за уменьшения количества радионуклидов в почве.

Нарушение ритма в появлении мутаций может быть адаптацией деревьев к радиации; однако так это или не так, покажут дальнейшие исследования. Кроме того, авторы работы хотят в будущем выяснить, как растущие рядом деревья синхронизируют скорость и частоту мутаций.

Автор: Сергей Сурженко