Как мозг глушит собственные шаги

Зона коры мозга, управляющая движениями, помогает не слышать повторяющиеся ненужные звуки.

Мы не обращаем внимания на звук собственных шагов. Но «не обращаем внимания» – легко сказать: в мозге при этом происходят довольно сложные процессы, в ходе которых та часть коры, которая отвечает за движения, отключает от ненужных звуков ту часть, которая отвечает за слух.

Исследователи из Университета Дьюка экспериментировали с мышами, которым в мозг вживляли электроды, кроме того, за мозговыми нейронами можно был наблюдать в микроскоп, пока мышь бежала по беговой дорожке. Каждая ее шаг сопровождался дополнительным звуком, который всегда звучал на одинаковой высоте и с одинаковой громкостью. То есть мышь слышала звук шагов, правда, довольно странный, и спустя пару дней, сделав несколько тысяч шагов, она привыкала к этому звуку: слуховая кора в мозге, поначалу реагировавшая на сопутствовавшее шагам пищание, переставала на него реагировать. Если же экспериментаторы меняли звук, то слуховая кора снова начинала слышать шаги – подобно тому, как мы сами начали бы их слышать, надев скрипучую обувь.

В статье в Nature говорится, что в то время, когда слуховая кора мыши привыкала к новому звуку шагов, с ее нейронами образовывали связи нейроны моторной (двигательной) коры, управляющей шагами. Эти клетки моторной коры были ингибиторными, или подавляющими, нейронами – так называют тех, чьи сигналы подавляют активность других нейронов. Роль ингибиторных нейронов очень важна, они защищают нервную систему от перегрузки ненужными сигналами и помогают регулировать силу и длительность тех или иных процессов в нервных цепочках.

В данном же случае ингибиторные нейроны из моторной коры подавляли ненужную активность слуховой коры: от своей моторной коры они знали, когда случится шаг, и мгновенно посылали соответствующий сигнал в слуховую кору, чтобы та не беспокоилась.

Исследователи также отмечают, что по мере того, как мыши начинали привыкать к новому звуку шагов, они лучше реагировали на посторонние звуки. Очевидно, без такой нейронной «глушилки» мышам было бы крайне непросто жить – постоянно слыша собственные шаги, они бы не могли вовремя обнаружить хищника. И, скорее всего, такой же механизм работает не только у мышей, но и у множества других зверей, в том числе у людей.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее