Птицы стареют от шума

Из-за звуков городского транспорта у молодых птиц, только что вылетевших из гнезда, быстрее укорачиваются теломерные участки в ДНК.

Зебровые амадины в гнезде. (Фото: MV Photography (900,000 + Views) / Flickr.com

Исследователи из Института орнитологии Общества Макса Планка и Университета штата Северная Дакота пишут в Frontiers in Zoology, что шум от дороги укорачивает теломеры у птенцов зебровых амадин.

Теломерами называют концевые участки хромосом, сами теломеры никакой полезной генетической информации не содержат, но они защищают кодирующие гены от повреждения. Известно, что с каждым клеточным делением, когда ДНК удваивается, копирующая молекулярная машина не дочитывает небольшой кусок на конце ДНК, и чтобы «смыслосодержащие» участки генома не попортились прежде времени, их прикрывают бессмысленные куски, которые можно до поры до времени укорачивать. Но теломеры не бесконечны, и считается, что их укорочение – это один из механизмов старения: когда теломера исчезает, начинаются повреждения в ДНК и сопутствующие им проблемы со здоровьем.

На длину теломер влияют разные стрессовые факторы, и если организм приходится терпеть что-то неприятное, теломеры у него становятся короче, чем положено. Шум вполне может быть одним из таких фактором. Как оказалось, из-за него у молодых амадин теломеры действительно укорачиваются быстрее, чем обычно, то есть можно сказать, что птицы в некотором смысле стареют от шума быстрее.

Для эксперимента взяли более двухсот пятидесяти птенцов, которых распределили по нескольким группам: одни росли без всякого шума; у других дорожный шум слушали не сами птенцы, но только их родители и только до того, как отложить яйца; птицы из третьей группы терпели шум лишь до восемнадцатого дня после выхода из яйца; четвертые слушали шум с восемнадцатого по сто двадцатый день жизни.

На длину теломер у птенцов никак не влияло, слышали ли городской шум их родители. А вот у тех, кому приходилось слышать дорожные звуки после вылета из гнезда, между восемнадцатым и сто двадцатым днем жизни – у них теломеры укоротились заметно.

Авторы работы полагают, что когда молодые птицы покидают гнездо и начинают учиться петь, они становятся особенно чувствительны к окружающим звукам – поскольку им нужно прислушиваться к песням старших птиц – и в это время дорожный шум становится особенно сильным источником стресса.

Посторонние звуки могут портить жизнь и нам, особенно если они достаточно громкие и постоянно преследуют нас – что легко представить себе, живя в городе. Так что было бы любопытно проверить, не влияет ли городской шум и на человеческие теломеры, особенно в юности, когда мозг еще продолжает активно настраивать себя на будущее.