«Гормон сна» помогает сердцу

Защищая сердечные митохондрии от гибели, мелатонин уменьшает последствия сердечной недостаточности.

Клетка с ядром (синее) и митохондриями (красные). (Фото: NICHD / Flickr.com)
Митохондрия в клетке; электронная микрофотография. (Фото: EM Gallery / Flickr.com

Мы знаем о мелатонине как о «гормоне сна», который помогает регулировать суточные ритмы: в течение суток уровень мелатонина в организме то падает, то растет, и мы чувствуем то сонливость, то утреннюю бодрость.

Однако функций у мелатонина много, и они тесно переплетены друг с другом. Например, известно, что у него есть противоопухолевый эффект, что он работает как антиоксидант, что он стимулирует иммунитет и т. д.

Еще одно свойство мелатонина описывают в International Journal of Molecular Sciences исследователи из Института теоретической и экспериментальной биофизики (ИТЭБ) РАН – оказывается, «гормон сна» помогает работать сердцу в трудную минуту.

Эксперименты ставили с крысами, которым в воду подмешивали мелатонин, а потом, спустя какое-то время, вводили изопреналин – вещество, вызывающее сердечную недостаточность. Некоторым животным мелатонин не давали, и по сравнению с ними у тех, кто получал гормон, сердце чувствовало себя заметно лучше – сердечная мышца была менее повреждена.

По словам авторов работы, мелатонин поддерживает сердце тем, что помогает работать его митохондриям. Чтобы сердце сокращалось, ему нужна энергия, а энергию в виде молекул АТФ дают специальные органеллы митохондрии, которые есть во всех наших клетках.

При сердечной недостаточности митохондрии начинают работать с перебоями: на их мембранах падает ионный потенциал, которые необходим для синтеза АТФ, в них становится слишком много кислородных радикалов – очень агрессивных молекул-окислителей, митохондрии набухают и, в конце концов, просто разрываются. Мелатонин же удерживает митохондрии от гибели не в последнюю очередь благодаря своим антиоксидантным свойствам – обезвреживая кислородные радикалы, он защищает липиды и белки митохондриальных мембран от вредных химических модификаций.

Полученные результаты предстоит проверить в дополнительных экспериментах, как на животных, так и на людях. Однако нам ничто не мешает уже сейчас следить за своим мелатонином, соблюдая должный суточный режим и употребляя в пищу бананы, цыплят, мягкий сыр, тыквенные семечки, миндальные орехи и другие продукты, в которых много триптофана – предшественника мелатонина.

По материалам пресс-службы ИТЭБ РАН