Восстанавливать нервы поможет генная терапия

Ген, помогающий расти нервам, вернул травмированной руке способность двигаться и чувствовать.

Соединение нескольких нервных волокон с мышечным волокном. Красным окрашены облака нейромедиатора ацетилхолина, с помощью которого нейроны передают сигнал мышце. (Фото: Steve Emfield / Flickr.com)

Разные ткани восстанавливаются по-разному, и труднее всего идет дело у нервов. Периферические нервы – к ним относится всё, что находится за пределами спинного и головного мозга – восстанавливаются очень долго, и даже после хирургического лечения и при самых благоприятных условиях, как правило, функции к нервам возвращаются лишь частично.

Это значит, что если поврежден нерв, например, в руке или ноге, человек будет хуже двигаться и хуже чувствовать рукой или ногой. Притом из всех травм опорно-двигательного аппарата нервы повреждаются в 3­–10% случаев, что довольно много, учитывая, насколько такие травмы вообще распространены.

Регенерация тканей зависит от специальных белков, которые называются факторами роста – они понуждают клетки расти и делиться. В частности, широко известен и хорошо изучен сосудистый эндотелиальный фактор роста, или VEGF, который, как можно понять из названия, стимулирует рост кровеносных сосудов. Его до сих пор использовали при заболеваниях, сопровождающихся нарушением кровообращения. Но в последнее время стали появляться данные, что он стимулирует не только рост сосудов, но и рост нервов.

То, что VEGF можно использовать в клинике для восстановления периферических нервов, показали специалисты из ООО «НекстГен», дочерней компании сколковского Института Стволовых Клеток Человека (ИСКЧ). Они использовали не сам готовый белок, а генетическую конструкцию – плазмиду с геном VEGF. Плазмидой называют молекулу ДНК, в которой есть один или несколько генов (чаще несколько – один главный плюс служебные, технические) и регуляторные элементы, которые позволяют манипулировать плазмидой и активностью генов в ней.

Плазмиду вводят в клетки, и клетки начинают работать с плазмидными генами. И, к примеру, если собственный ген у клеток почему-то работает плохо, мы вводим в них дополнительную копию того же гена в составе плазмиды. В результате клетки синтезируют больше нужного белка, так и сами они, и их соседи – если белок выводится наружу – начинают вести себя по-другому.

Плазмида с геном VEGF должна была подстегнуть восстановление периферических нервов. В эксперименте участвовал пациент с повреждением срединного и локтевого нерва. Реабилитационная терапия, которая должна была восстановить подвижность и чувствительность, оказалась безрезультатной. Спустя два года после травмы его начали лечить генной терапией, то есть с помощью VEGF-плазмиды – и через год после лечения состояние руки заметно улучшилось: она начала двигаться, к ней до какой-то степени вернулась чувствительность и т. д.

Естественно, клинические исследования здесь будут продолжаться. В ближайшей перспективе, по словам медицинского директора НекстГен Сергея Радаева, можно будет существенно снизить сроки лечения и реабилитации таких больных, глобальная же цель – добиться того, чтобы функции периферических нервов восстанавливались полностью. Пока же компания НекстГен получила на это изобретение патент № 2639175 «Способ индукции регенерации периферического нерва».

По материалам пресс-службы ИСКЧ.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее