Раскопки в Танаисе: мраморное ядро и «победный» стакан

В античных сооружениях Танаиса кроме привычной керамики нашли ядро для баллисты, стеклянный стакан из Сирии и амфоры с остатками зерна.

Амфора с зерном из подвала усадьбы 21. (Фото: Т. В. Егоровой.)
Подвал в усадьбе 21. (Фото: Т. В. Егоровой.)
Керамический развал в подвале усадьбы 21. (Фото: Т. В. Егоровой.)
Цистерна «постройки 6». (Фото: Т. В. Егоровой.)
Цистерна «постройки 6». (Фото: Т. В. Егоровой.)
Т. В. Егорова с мраморным ядром. (Фото: Т. В. Егоровой.)

Отряд Московского государственного университета (МГУ) летом 2017 года участвовал в исследованиях цистерны и подвала танаисской усадьбы. Танаис находится в дельте Дона и занимает особое место среди античных поселений Северного Причерноморья. Его основали в относительно позднее время (в III в. до н.э.), на большом расстоянии от других греческих городов. Танаис стал крайним северо-восточным пунктом античного мира. На протяжении почти семи веков он был важным центром торговли между Боспорским царством и «варварскими» племенами приазовских и донских степей. Часть «варваров» поселилась в городе, поэтому в нём со временем сложилась своеобразная смешанная культура. Время расцвета Танаиса пришлось на II – первую половину III вв. н. э. Много раз город подвергался разрушению. Так, в середине III в. н.э. Танаис погиб в грандиозном пожаре во время нашествия племен, принимавших участие в «готских» походах.

Отряд МГУ участвует в раскопках Танаиса с 2015 года, здесь проходят практику студенты-первокурсники Исторического факультета. В 2017 году начинающие историки исследовали два объекта на территории городской цитадели. Первым стал подвал «постройки 6» – этот подвал, скорее всего, раньше был общественной цистерной, из которой танаиты брали воду. К 2003-му году постройку изучили на глубину 2,5 м, сейчас отряд МГУ снял ещё 1,5 метра напластований, но до конца цистерну не раскопали – дальше углубляться было опасно, могли обрушиться стены, возведённые здесь реставраторами. По словам начальника отряда Московского университета Татьяны Валерьевны Егоровой, в следующем году стены попробуют разобрать, и тогда можно будет работать дальше.

В слое, который снимали археологи, было очень много находок I–II вв. н. э. В основном, конечно, это была керамика, но попадались и настоящие редкости. Одной из самых интересных редкостей стало каменное ядро, сделанное из мрамора или мраморовидного известняка (из чего именно, позже скажут геологи). Т. В. Егорова считает, что второй вариант вероятнее: мраморовидный известняк добывали сравнительно недалеко, в Крыму. В античное время из него делали статуи и использовали для облицовки общественных ордерных зданий. То, что из него сделали ядро, довольно необычно – ничего подобного не находили ни в Танаисе, ни в Северном Причерноморье.

Диаметр ядра составляет 24 см, а вес – 10,6 кг; такие крупные ядра встречаются в причерноморском регионе нечасто. В римское время они чаще были небольшими, но в более раннюю эпоху, эллинистическую, крупные ядра не были чем-то редким. Так, в 1927 году в Пергаме нашли склад с ядрами весом от 6,5 до 76 кг и диаметром до 40 см. В сравнении с ними находка из Танаиса не выглядит такой уж большой.

Владимир Петрович Толстиков, специалист по античной фортификации из ГМИИ, предполагает, что танаисское ядро могли сделать из обломка какой-то статуи. Тщательная обработка поверхности говорит о том, что его изготовили для орудия типа баллисты.

Ещё одна примечательная находка из цистерны – стеклянный стакан с рельефными изображениями и надписью. На сосуде сделаны два пояска из венков, а между ними – надпись: «Одержи победу» (надпись восстановлена по аналогии, на самом сосуде сохранилось только слово «победа»). Похожий стакан нашли в 1914 году в окрестностях Керчи (сейчас он хранится в Эрмитаже). Предполагается, что сосуд изготовили в Сирии в I в. н. э.

Вторым объектом, где работали студенты и археологи МГУ, стала усадьба 21, расположенная очень необычно – фактически на оборонительной линии. Сейчас удалось выяснить, что постройка была более ранней, а стена цитадели просто перекрыла её. Тем не менее, усадьбу частично переделали, и она продолжала соседствовать с крепостной стеной.

Подвал усадьбы, как и большинство зданий в Танаисе, погиб в середине III в. до н. э. Археологи сняли слой пожара, который содержал большое количество находок. На полу подвала стояло несколько амфор, и ещё около сорока таких сосудов, видимо, попали сюда с первого этажа: в ходе раскопок было хорошо видно, что эти амфоры упали сверху, скатились к восточной стене и столкнули амфоры, которые стояли там.

То, что амфоры упали с первого этажа, довольно интересно, ведь обычно такие сосуды хранили в подвале. Единственное возможное объяснение, по словам Т. В. Егоровой, заключается в том, что хозяину незадолго до пожара привезли новую партию товара, и он просто не успел переместить её в подвал. О том же говорят и дипинти (надписи на амфорах): большинство представляют собой одно и то же имя. Скорее всего, это имя поставщика.

В двух амфорах нашли зерно (какое именно, ещё предстоит определить). Еще в одном сосуде обнаружили какой-то тёмный осадок: что именно он собой представляет, в точности пока не известно, но судя по аналогичной находке, которую сделали здесь же, в Танаисе, в 60-х годах, в амфоре могла быть нефть. Раньше считалось, что «чёрное золото» в устье Дона привозили с юга Керченского полуострова. Однако, отмечает Т. В. Егорова, на недавней конференции в Севастополе прозвучал доклад, подвергавший сомнению предположение о керченской нефти. Возможно, новая находка прольёт свет на «нефтяную» проблему.

На полу подвала нашли также четыре монеты. Самая поздняя из них – статер боспорского царя Котиса III, выпущенная в 232 году – после этой даты здесь и случился пожар.

Об итогах работы говорилось в совместном докладе руководителя экспедиции Сергея Михайловича Ильяшенко (музей-заповедник «Танаис», кафедра археологии и древнего мира ЮФУ) и Т. В. Егоровой (кафедра археологии МГУ). Доклад был представлен на Полевой отчётной сессии кафедры археологии, которая прошла в октябре на Историческом факультете МГУ.

Работы в Танаисе проводились в соответствии с государственным контрактом №1172-01.1-41/05-17 в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее